Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект: «Скоро школу!»
Скоро в школу
Автор: Игнатьева Анастасия Николаевна   
30.07.2022 17:03

Проект: «Скоро школу!»Проект: «Скоро школу!»

«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит, быть готовым всему этому научиться.» Л. А. Венгер

Актуальность:

Среднесрочный проект «Психологическая готовность ребенка к школе» разработан в рамках реализации основного годового направления, коррекционно-развивающей работы педагога-психолога.

Ребенок учится в школе 11 лет. За это время вырастает целое поколение. И важно, чтобы все эти годы ребенок был счастлив во многом зависит от его готовности к школе – желания учиться, умения общаться со сверстниками и взрослыми, способности решать сложные задачи, стремления к достижениям, самостоятельности и ответственности. Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

 Скачать проект

Возраст детей 6-7 лет характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка: идет интенсивное развитие и совершенсвование опорно-двигательной (осанка) и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие различных отделов центральной нервной системы (увеличивается головной мозг). Хорошо развита двигательная сфера (занятия в кружках). Завершается долгий и сложный процесс овладения речью, в высказываниях отражается более богатый словарный запас (до 7000слов). Самооценка несколько завышена, это нормально, идет осознание своего социального «Я» – ребенок осознает себя и свое положение, которое он занимает в семье, в детском коллективе сверстников. Начинают преобладать мотив «я должен» над мотивом «я хочу» и «я смогу» (кризис 7 лет).

В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами. С этим понятием знакомы родители, и даже сами дети.

Что такое психологическая готовность к школьному обучению?

Это совокупность мотивационной, социальной, личностной и интеллектуальной, физической готовность.

  • Мотивационная готовность — складывается при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательный интерес — ответы на вопросы, чтение, развивающие игры, самостоятельные выводы. Умение трудиться — как справляется с трудностями, доводит начатое до конца.
  • Социальная готовность — формируется внутренняя позиция

школьника, отношение к школе, понимает социальную значимость учения.

  • Личностная готовность — уметь строить отношения со взрослыми и сверстниками, готовность быть школьником, имеющим круг прав и обязанностей.
  • Интеллектуальная готовность — связана с развитием мыслительных и познавательных процессов (внимание, память, воображение, мышление) — способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы, образные и пространственные представления, речь, любознательность, хорошая память.
  • Физическая готовность — здоровье (утомляемость при ослабленном здоровье).

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

  1. Мотивация на учебу;
  2. Развитие произвольности;

3)Сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

4) Развитие пространственных представлений;

5) Проявление самостоятельности и инициативности.

6) Сформированность коммуникативных качеств.

Линии развития: познавательное и личностное развитие.

Возраст: 6-7 лет.

Состав группы: дети подготовительной группы

По форме: практико-ориентированный.

По предметной области: психологический.

По количеству: групповой.

Цель и задачи реализации Проекта

Цель: — всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлении об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи:

  1. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения сравнивать, анализировать и на основе анализа делать простейшие выводы и умозаключения.
  2. Развитие памяти, внимания, воображения, творческих способностей.
  3. Расширение словарного запаса;
  4. Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;
  5. Формирование навыков общения и совместной деятельности.
  6. Формирование инициативности и самостоятельности.

Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь-декабрь)

  • Изучение и подбор методической литературы по данной тематике.
  • Диагностическое исследование предпосылок школьной зрелости детей подготовительной к школе группы.
  • Консультирование родителей и воспитателей по результатам диагностики.
  • Подготовка буклетов для родителей с рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
  • Составление цикла коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе.

Основной этап (январь-май)

  • Проведение собрания с родителями подготовительной группы на тему: «Что такое готовность ребенка к школе?», предоставление буклетов с рекомендациями.
  • Групповые коррекционно-развивающие занятия. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и упражнения на развитие инициативности, ответственности, самостоятельности.

Заключительный этап (май)

  • Итоговая диагностика детей подготовительной группы на готовность ребенка к школе.
  • Выставка детских коллажей на тему: «Какой Я и мои достоинства».
  • Презентация проекта на педагогическом совете.

Перечень используемых методических пособий.

Автор

составитель

Наименование издания

Издательство

Г.Б.Монина

Технология формирования у детей 6-7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка роста». ФГОС.

Г. Санкт-Петербург ООО «Издательство   «Детство – Пресс», 2017г.

В.Л. Шарохина

Психологическая подготовка детей к школе «конспекты занятий».

г. Москва ООО «Национальный книжный центр»., «психологическая служба», 2016г.

Н. И. Вьюнова., К. М. Гайдар., Л. В. Темнова.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

г.Москва ООО

«Академический Проект», 2005.

О. Н. Земцова

Серия «Умные книжки». ФГОС

г.Москва ООО «Издательская группа «Азбука - Аттикус», 2015г.

 

Цикл развивающих занятий с детьми подготовительной группы

«Скоро в школу».

Пояснительная записка

Период дошкольного детства является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. От того, как подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнётся для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребёнок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребёнка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем в обучении.

Традиционно выделяют несколько компонентов школьной зрелости. В её состав включены интеллектуальная, социальная, эмоционально-волевая, коммуникативная и мотивационная сферы, уровень развития которых рассматривается в качестве общего показателя школьной готовности. Следует отметить, что в связи с введение новых образовательных стандартов в качестве показателей школьной зрелости выделяют самостоятельность, инициативность и ответственность. Поэтому, в системе подготовки дошкольников к обучению в школе очень актуальной является организация педагогом-психологом занятий, которые помогают формировать и развивать у детей активность, самостоятельность, инициативность и ответственность. Именно с этой целью был составлен данный цикл, состоящий из 12 занятий.

Цель:  развитие познавательных процессов и формирование уверенности, самостоятельности и инициативности ,т.е. формирование готовности к школьному обучению.

Задачи:

-Развивать психические функции как: непроизвольное внимание, мышление, память, общую осведомленность об окружающем, речь, воображение, восприятие детьми задания на слух.

-Способствовать развитию коммуникативных навыков.

-Формировать самостоятельность, инициативность, уверенность, ответственность.

Данный цикл занятий рассчитан для работы с детьми подготовительной группы, состоит из 12 занятий, которые начинаются в марте, заканчиваются в мае.

Продолжительность занятия 25-30 мин, проводятся один раз в неделю.

Все игры и упражнения можно разделить на: групповые, парные, индивидуальные. Занятия строятся на понятном детям материале.

Структура занятий:

  1. Организационная часть (ритуал приветствия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других);
  2. Разминка, основная часть строятся в занимательной, игровой форме и с использованием игр, упражнений на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи, межличностного общения, активности, инициативности и самостоятельности;
  3. Заключительная часть, как завершение (ритуал прощания).

Ожидаемый результат:

1. Развитие коммуникативных способностей;

2.Развитие произвольного внимания;

3.Развитие зрительной, слухоречевой памяти;

4. Формирование способности проявлять самостоятельность и инициативу.

5. Развитие активизации воображения;

6. Развитие способности логически мыслить

7. Формирование уверенности и ответственности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год