Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Важность осуществления индивидуального подхода к детям с ОВЗ при организации физкультурных занятий и подвижных игр.
Спорт, тренировки
Автор: Вагайцева Татьяна Николаевна   
10.04.2015 14:21

Важность осуществления индивидуального подхода к детям с ОВЗ при организации физкультурных занятий и подвижных игр.Важность осуществления индивидуального подхода к детям с ОВЗ при организации физкультурных занятий и подвижных игр.

(из личного опыта)

СОГБОУ для детей, нуждающихся в психоло-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»

Подготовила: воспитатель высшей категории Вагайцева Т.Н.

Физическое воспитание, являясь педагогическим процессом, направленно не только на обучение разнообразным двигательным действиям, но и на развитие таких качеств, которые определяют физическую подготовленность ребенка на различных этапах его развития (в раннем возрасте, дошкольном детстве, школьном и т.д.).

 

Наблюдая за детьми дошкольного возраста в их свободной двигательной деятельности, мы обращаем внимание на их легкое и свободное манипулирование телом. Здоровье во многом зависит от гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса, вот поэтому необходимо сохранять и развивать природные физические задатки.

Известно, что систематические занятия физическими упражнениями в режиме дня способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижению напряжённости сердечнососудистой и дыхательной систем, двигательного аппарата и повышают уровень физической подготовленности детей.

Считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Физическое воспитание предусматривает множество средств, с помощью которых достигается гармоническое развитие детского организма. Важным является то, что в настоящее время созданы условия для разнообразия форм, содержания и методов работы с детьми.

В «Положении о дошкольном образовательном учреждении» отмечено право воспитателя на педагогическое творчество, на самостоятельный выбор и разработку собственных программ и методик.

В своей работе, по физическому воспитанию, с детьми с ОВЗ я стараюсь отойти от традиционного подхода в планировании, когда занятие идёт по установленным правилам (классическое физкультурное занятие), при отсутствии на занятиях радости, смеха, песен, веселья, шуток. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются резервные возможности организма, вовлекаются в работу разнообразные мышцы.

Ставя перед собой цель воспитать ребенка здоровым, жизнерадостным, творческим необходимо:

  • обратить внимание на свободную двигательную деятельность детей раннего дошкольного

возраста.

  • создать принципы постепенности, систематичности и самовыполнения, то есть без

постороннего физического давления.

При этом следует помнить правила:

  • помоги, но не навреди.
  • заинтересуй, но не настаивай.
  • каждый ребенок индивидуален.

Учитывая возрастные, анатомо-физиологические и психологические особенности физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи:

Оздоровительные:

  • сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, и подвижность суставов.
  • укреплять способность мышц сокращаться, растягиваться и расслабляться.
  • способствовать выполнению упражнения легко, с равномерным дыханием.

Образовательные:

  • развивать творческую двигательную деятельность; чем больше дети самостоятельно

придумывают разные движения, фигуры, тем лучше и свободнее владеют своим телом.

  • формировать устойчивый интерес к занятиям физ. культуры.
  • развивать двигательные умения и навыки.

Воспитательные:

  • воспитание морально-волевых качеств (решительность, смелость, настойчивость,...)

Часто физкультурные занятия проходят в виде развлечений, занятий совместно с родителями, со сказочным сюжетом, в виде путешествия.

Для более эффективного проведения физкультурного занятия я применяю вспомогательные средства, которые позволяют создавать и корректировать настроение и поведение ребенка, его отношения к движениям.

Лучшими помощниками являются:

  • музыкальное сопровождение.
  • элементы ритмики.
  • атрибуты (флажки, шары, ленты, …).
  • подвижные игры.

Частая смена видов двигательной деятельности с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание детей, дисциплинирует, снимает напряжение и усталость.

Неотъемлемой частью каждого физкультурного занятия должны стать подвижные игры. Они являются великолепным и незаменимым средством физического воспитания, способствующим формированию у детей естественных видов движений (бега, ходьбы, прыжков, метания, лазанья …), повышению уровня двигательной активности, укреплению здоровья. С помощью подвижных игр воспитываются у детей такие качества, как смелость, решительность, настойчивость в преодолении препятствий, честность и взаимопомощь, выдержка и самостоятельность. Дети учатся дружно играть, подчиняться правилам игры, быть дисциплинированными, считаться с товарищами.

Большое значение имеет индивидуальный подход к детям в процессе всей их игровой деятельности. Важно выяснить отношение и интерес каждого ребенка к игре, их желание и умение выполнить то или иное действие. Особого внимания к себе требуют не только застенчивые и нерешительные дети, но и активные дети.

К.Д. Ушинский писал: «В играх, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации отношений. Дитя, привыкшие командовать или подчиняться в игре, нелегко отучается от этого направления и в действительной жизни».

В подвижных играх с правилами, проводимых по заранее намеченному плану, обычно принимают участие все дети группы. Но проявления их в игре далеко не одинаковы. Отдельные дети в играх прячутся за спины товарищей, проявляя тем самым чрезмерную осторожность, не желание или не умение, выбрав себе безопасное место. А другие наоборот, точно выполняют показанные движения, для них в игре самое главное одержать победу любым путем. От внимания воспитателя такие проявления детей не должны ускользнуть, пройти незаметно. Воспитатель должен поддержать нерешительных детей и поощрить смелых.

В подвижных играх выявляются такие стороны психики и поведения детей, как устойчивость внимания, степень выдержки, умение подчиняться определенным правилам.

Игра, которая включает в себя элементы соревнования на скорость, помогает заметить медлительных детей, а также тех, которые всегда хотят быть ведущими. Их непременно нужно приучать строго, подчиняться правилам игры и соблюдать очередность в ведущих ролях. Большое внимание к себе требуют дети с плохой координацией движений, а также несдержанные, чрезмерно подвижные. Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них и такие нравственные качества. Как скромность, доброжелательность, стремление принести пользу всем, в данном случае игровому коллективу.

Неумение же детей организовать игру, наполнить её интересным содержанием, её однообразие, является следствием недостаточного педагогического руководства игрой, а также отсутствием в жизни детей ярких впечатлений, которые могли бы оказать положительное влияние на их активную деятельность.

Индивидуальный подход к любой деятельности ребенка при условии знания педагога их общих возрастных и индивидуальных особенностей является эффективным средством воспитания.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, являясь относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому, и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год