Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сценарий НОД «Воздух – волшебник».
Познание
Автор: Костюковская Елена Петровна   
02.10.2021 07:36

Сценарий НОД «Воздух – волшебник».Сценарий НОД «Воздух – волшебник».

Воспитатель: Костюковская Елена Петровна Московская область, г.о. Краснознаменск. МБОУ Гимназия №1

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

  • обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха
  • познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха
  • развивать навыки проведения опытов
  • расширять и активизировать словарь детей
  • поощрять выдвижение гипотез
  • развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта
  • воспитывать аккуратность при работе с водой.

Предварительная работа:

  • беседы об осени
  • беседы о лесных животных
  • рассматривание сказочных и реальных иллюстраций с изображением лисы
  • знакомство с водой, её свойствами
  • проведение опытной деятельности.

Гипотезы:

  • воздух постоянно нас окружает
  • способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку
  • воздух легче воды
  • воздух есть внутри предметов; воздух есть внутри людей
  • без воздуха не возможна жизнь
  • воздух не имеет запаха, но может передавать запах
  • ветер — движение воздуха.

Оборудование:

  • полиэтиленовые пакеты (по количеству детей)
  • надувная игрушка
  • контейнер (пластиковый, прозрачный) 1 шт.
  • стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей
  • корзина 1 шт.
  • подносы 5 шт.
  • чеснок, чеснокодавилка
  • веера бумажные по количеству детей
  • мыльные пузыри (по количеству детей).

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Давайте вспомним, ребята, какой сейчас время года?

Дети: осень.

Воспитатель: молодцы. Что осенью происходит с природой?

Дети: листочки желтеют и опадают, идут дожди, дует ветер.

Воспитатель: Правильно. Молодцы. Сегодня я предлагаю вам отправится в путешествие в сказочный осенний лес и подышать там свежим осенним воздухом.

Дети становятся в круг и кружатся вокруг себя…

Воспитатель: Готовы? Крибли, крабле, бумс!!!

Посмотрите какие красивые, осенние листочки. Красненькие, желтенькие, оранжевые.

Какой чудесный лес. Здесь много деревьев, тайн и сюрпризов. А ещё в лесу есть то, что нам необходимо постоянно, каждую секунду нашей жизни. Вы поймете, о чем я говорю, когда отгадаете мою загадку:

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе.

В группу вбегает Лиса.

Лиса: Ну, здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, кто это?

Дети: Это Лиса.

Воспитатель: Привольно, ребята. Лисонька, мы с ребятами отправились на прогулку в осенний лес, чтобы подышать свежим осенним воздухом.

Лиса: Воздухом? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный.

Воспитатель: Верно! Воздух имеет цвет?

Дети: нет!

Воспитатель: Верно, он бесцветный. Воздух имеет запах?

Дети: нет!

Воспитатель: Верно! Воздух прозрачный, бесцветный и не имеет запаха.

Лиса: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Есть, Лисонька, сейчас мы это тебе докажем. Ребята, хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. «Пойманный воздух».

Воспитатель: Ребята, вставайте друг за другом и змейкой отправимся на первую (желтую) осеннюю полянку. Посмотрите, на первой полянке стоит стол, давайте к нему подойдем. На столе корзина, посмотрим, что в ней?

Дети: Да!

Воспитатель: В корзине полиэтиленовые пакеты. Возьмите по одному. Посмотрите, что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А теперь попробуйте набирать в пакет воздух и держать его рукой. Пакет полон воздуха. На что он похож?

Дети: Он похож на подушку, шарик.

Воспитатель: Воздух занял всё место в пакете. Видишь, Лисонька?

Лиса: Вот это чудеса!

Воспитатель: Теперь разожмём ладошку выпустим из пакета воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Лиса: Волшебство!

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И вы смогли это сделать! Вы молодцы! Поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Лиса: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На полянке дети играли надувным мячом!

Воспитатель: Правильно Лисонька. Ребята, а что ещё надувают воздухом.

Дети: Нарукавники! Спасательный круг!

Опыт 2. «Надувная игрушка».

Воспитатель: Ребята, пора отправляться дальше, вставайте друг за другом и змейкой отправляемся на вторую полянку. На второй полянке тоже стол. Что же на нем стоит? Помогите мне поднять салфетку. Это контейнер с водой и надувная игрушка. Воздух легче воды! И если внутри игрушки воздух, то она, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.

Поместим в контейнер с водой надувную игрушку, чтобы она легла на поверхность воды. Наблюдаем за тем, как игрушка качается на воде. Подуем на нее и наблюдаем за тем, как игрушка плывет. Ребята, почему игрушка не тонет?

Дети: Потому что она наполнена воздухом.

Лиса: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать?

Дети: Да!

Лиса: Вот вы считаете, что воздух есть в этой игрушке, а я вам не верю! Докажите!

Опыт 3. «Воздушный пузыри».

Воспитатель: А сейчас мы это проверим. (Открываем клапан и выпускаем воздух из игрушки в воду.) Ребята, что вы видите в воде?

Дети: Из игрушки выходят пузыри.

Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?

Дети: Воздух!

Опыт 4. «Воздух в человеке».

Воспитатель: Отправляемся дальше, становимся друг за другом и змейкой переходим на следующую полянку.

Посмотрите, ребята, вот стоят столы, на них что-то спрятано. Давайте посмотрим, что под салфеткой? Стаканчики с водой и трубочки.

Возьмите каждый по одной трубочке и одному стаканчику. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Лиса: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Опыт 5. «Воздух переносит запахи».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.

Лиса: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Лисонка! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 6. «Не дышу»

Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Опыт 7. «Ветер».

Воспитатель: Лиса, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер и развеять этот сильный запах?

Дети: Да.

Воспитатель: Нам понадобятся веера, Лисонька, помоги раздать их ребятам.

Возьмите веер в руки. Давайте попробуем устроить ветер с помощью него! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: Ветерок.

Лиса: Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель: Верно! Ветерок, это воздух, который движется. Он уносит за собой запахи. А теперь положим веера на место и немножко поиграем. Поиграешь с нами, Лисонька?

Лиса: с удовольствием!

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы осенние листочки? Повторяйте за мной.

Физкультминутка «Ветерок и осенние листочки».

Мы — осенние листочки. (Качаем головой вправо-влево)

Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз)

Дунул ветер – мы цепочкой (Дети становятся друг за другом)

Друг за другом полетели. (Бегаем по залу на носочках)

Полетели, полетели,

И на землю сели. (Присаживаемся на корточки)

Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками)

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте)

И на землю опустил. (Снова садимся на корточки)

Воспитатель: Как здорово! Лиса, а ты куда ты побежала? Что ты там делаешь?

Лиса: Я тут! (дует мыльные пузыри). Я запираю воздух в красивые мыльные пузыри. Я хочу подарить эти пузыри всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!

Воспитатель: До свидания, Лисонька, спасибо за подарки! Ребята, скажите Лисоньке спасибо. И нам, ребята, вернуться в нашу группу, в наш чудесный детский сад и в группе я раздам вам мыльные пузыри!

Дети становятся в круг и кружатся вокруг себя…

Воспитатель: Готовы? Крибли, крабле, бумс!!!

Ребята, где мы сегодня были? Что мы узнали о воздухе? Что вы запомнили?

Ответы детей. Составляем гипотезы.

  • воздух постоянно нас окружает
  • способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку
  • воздух легче воды
  • воздух есть внутри предметов
  • воздух есть внутри людей
  • без воздуха не возможна жизнь
  • воздух не имеет запаха, но может передавать запах
  • ветер — движение воздуха.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а вот и ваши подарки, занятие окончено. Скажите до свидания нашим гостям!

Дети: До свидания!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год