Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Театральные занятия
Автор: Лисенкова Светлана Александровна   
07.06.2020 16:07

ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Лисенкова Светлана Александровна музыкальный руководитель МБДОУ «ДС №458 г.Челябинска» г. Челябинск, Челябинская область

Аннотация: данная статья раскрывает значение последовательной и систематической коррекционной работы с детьми с ТНР. Какое влияние театрализованная деятельность оказывает на всестороннее развитие личности ребенка что повышает умственную активность детей, совершенствует речевые навыки, обеспечивает коррекцию нарушений речевой сферы, и способствует в целом. значение театрализованной деятельности в коррекционной работе. и

Ключевые слова: дошкольное воспитание, речь, театральная деятельность, развитие ребенка.

 

Проблема коррекции речи детей является одной из актуальных на сегодняшний день, особенно среди детей дошкольного возраста. Ведущую роль в воспитании и развитии дошкольников, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке детей к школе, занимают дошкольные образовательные учреждения. Проблема речевого развития детей в коррекционных группах особенно волнует родителей, специалистов и воспитателей, так как у детей с нарушением речи имеются и другие более сложные отклонения. В коррекционные группы ДОУ поступают дети с различными видами речевой недостаточности: ОНР, ФФНР, заикание и т.д. Формирование связной речи детей с ТНР в детском саду осуществляется, как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях.

Исследуя методическую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что использование театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, будет более эффективной, чем обычные занятия. В систему коррекционной работы с детьми необходимо включать театрализованные игры, упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, обеспечивают коррекцию нарушений речевой сферы ребенка, а значит, влияют на развитие его личности в целом. Важной задачей ДОУ становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации предметно-развивающей среды, которая позволяет детям проявлять активность, устранять речевые нарушения и развивать творческие способности. Основным моментом театрализованной игры является выполнение какой-либо роли ребенком. В процессе игры ребенок создает свой образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Несомненно, ребенок, привыкающий выражать свои эмоции, чувства, переживания с помощью различных видов театрализованной деятельности, начинает по-новому рассматривать свое «Я», свое поведение, взаимоотношения с людьми, а также окружающий его мир. Через игру, ребенок учится не только передавать эмоциональное состояние, но и мимику, жесты, интонацию своего персонажа, правильно использует выразительные средства для передачи образа, характера героя. В процессе освоения театрализованных игр обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется и совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется ее интонационный диапазон, умение вести диалог с партнером. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу через театрализованную деятельность оказывать коррекционное влияние на детей.

Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности, она учит доброте, чуткости, смелости, формирует понятие добра и зла, позволяет справиться со многими проблемами и индивидуальными особенностями каждого ребенка. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе. Увидеть, услышать и понять, а главное помочь раскрыться каждому ребенку, суметь зажечь в нем интерес к творчеству, самая главная задача педагога.

Есть много разновидностей театрализованных игр для коррекционной работы с детьми. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты, в других разыгрывают сценки из сказок с помощью кукольного театра. Используют настольный, теневой театр, выступают с куклами бибабо.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, певческое, сценическое мастерство. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть возможности каждого ребенка, развивать его талант и способности.

Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, музыкальному, театральному. У детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, художников, декораторов, дирижера. Обогащается культура детей, расширяется словарный запас, кругозор, дети приобретают новые знания, умения и навыки.

В процессе деятельности между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, развиваются коммуникативные навыки. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, владеть собой в трудной ситуации: кто-то забыл слова, перепутал текст. Не все дети относятся доброжелательно друг к другу, поэтому роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми четкие задачи и незаметно передавать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность.

Не оставлять без внимания ни одного вопроса, касающихся лично каждого ребенка, его эмоций, переживаний, трудностей с которыми он сталкивается во время репетиции или в процессе игры. Рассматривая широкий спектр коррекционной работы, организация предметно-развивающей среды часто не отвечает требованиям индивидуально-дифференцированного подхода к детям с проблемами в речевом развитии. Поэтому, должны быть созданы условия, при которых ребенок удовлетворит свои стремления и потребности. Чтобы развивать творческую инициативу ребенка, выполнять коррекцию нарушений коммуникативной сферы, активизировать познавательные процессы, нужно широко использовать материалы и оборудование для театрализованных игр.

Функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. Неполноценная игровая деятельность детей тормозит развитие новых форм речи. В процессе театральной игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность, отрабатывать речевые и коммуникативные умения, визуализировать слово и звук, развивать диалогическую и монологическую, связную речь, совершенствовать её выразительность. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания.

Театрализованная деятельность ребенка должна ориентироваться на его возрастные особенности: аналитические, физиологические, психологические. Важное место в развитии театрализованной игры дошкольников с проблемами в развитии речи занимает кукольный театр, игры-драматизации, в которых дети разыгрывают сюжет знакомых сказок. Технология формирования театрально-игровой деятельности имеет определенные этапы.

Первый этап направлен на формирование интереса к театрализованной деятельности. В этот период важно обеспечить условия, способствующие проявлению желания детей с проблемами участвовать в различных театрально-игровых формах. Работа начинается с «погружения» ребенка в мир театра в условиях детского сада.

Второй этап направлен на обогащение эмоционально-художественного опыта, на восприятие представлений, развития образного внимания. Эти задачи в работе с дошкольниками с проблемами в развитие речи, решаются через игровые задания, творческие этюды.

Третий этап – это реализация, владение в доступной детям форме элементами техники и средствами выразительности для передачи образов и сюжета, сценическое воплощение ролей, спектаклей, разыгрывание сказок.

Большая поддержка и заинтересованность наблюдается со стороны родителей. Педагоги и родители в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнеров, перевоплощаясь в разных персонажей. Это поможет лучше узнать детей, их характеры, интересы и желания. Дети станут более естественно и непринужденно включаться в действие, перенимая опыт взрослого. Родители с энтузиазмом шьют костюмы для детей, помогают в оформлении декораций, очень ответственно относятся к разучиванию песен, стихов.

На конец года дети показывают очень хорошие результаты по таким разделам музыкальной деятельности, как восприятие музыки, а именно эмоциональность, проникновенность, верное определение характера, настроения, понимание смысловой нагрузки музыкального произведения. Исполнение песен становится более выразительным и эмоциональным (раскрыть характер персонажа с помощью песни), повышаются вокальные навыки и умения (чистое интонирование мелодии, использование динамических оттенков). Движения детей становятся более координированными, уверенными, исчезает скованность и неловкость. Самое главное, дети начинают верить в свои силы, исполнять роль с удовольствием, вкладывая в неё свою душу.

Наряду с этими показателями качественно изменяется уровень речи детей. В ходе упражнений, репетиций, а затем выступлений идёт автоматизация звуков. Речь детей, обогащенная новыми словами, становится более свободной, голос приобретает силу и выразительность. Появляется умение сочетать одновременно движения со словом, мимикой и жестами, что является довольно таки большой проблемой для этой категории детей.

Совместная работа с логопедом и воспитателем, направленная на достижение одной цели – это развитие речи у детей, позволяет мне ставить ближайшие задачи и решать их планомерно и последовательно.

Список литературы

  1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 2009. – 137 с.
  2. Баряева, Л. Б., Вечканова И. Г. «Театрализованные игры в коррекционно- развивающей работе» М. Каро, 2007. С. 6-43.
  3. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Электронный ресурс] / Г.А. Волкова. — Режим доступа: http: //pedlib. ru/Books/1/0295/1_0295-1. shtml
  4. Глухов, В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР. Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. – М.: Аркти, 2007. – 144 с.
  5. Лесняк, И. В. Педагогический потенциал театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста / И. В. Лесняк // Вестник ТГУ – 2011 № 7 (99) – С. 119 – 125.
  6. Насибуллина, А.Д., Хаустова, М.Н. Специфика использования игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками с речевыми нарушениями // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы III Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 05 март 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др. ]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 63–65.
  7. Парфенова, Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с
  8. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М., 2009. – 200 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год