Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ТЕНЕВОЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Театральные занятия
Автор: Костова Марина Александровна   
07.05.2021 08:31

ТЕНЕВОЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВТЕНЕВОЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

М.А. Костова, воспитатель МБДОУ № 104, г.Томск

Внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Открыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра, т.к. игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Играя, ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, но одновременно учится жить в этом мире. Но как нам научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать? Этому, несомненно поможет театр. Театр является одним из самых доступных видов искусства для детей. Он помогает решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные как с художественным образованием детей, так и их нравственным воспитанием; развитием памяти, воображения и речи; развитием коммуникативных качеств личности; позволяет разрешению конфликтных ситуаций через игру.

Задача педагога — помочь детям усвоить нравственный опыт, который они приобретут в процессе игры с театрализованными куклами, научить детей соотносить свои эмоции и характер с персонажем, ориентироваться на социально значимые нормы поведения, повышать личностную саморегуляцию. Основная цель — включение ребенка в полную игровую деятельность. Данная цель позволяет решить следующие задачи: расширение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков, снятие эмоционального и тревожного напряжения, развитие мелкой моторики и двигательной сферы.

 

Л.С. Выготский писал, что "Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, это творческая переработка впечатлений, комбинирование их и построение у них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка. Ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому".

Действительно, в игре ребенок проявляет себя как артист, разыгрывает сюжет, и как декоратор, обустраивает место для инсценировок. Дети, как волшебники, умеют жить и действовать в своем воображаемом мире.

В нашей группе развитию творческих способностей детей средствами театрализованного искусства уделяется большое внимание. Создан уголок театрализованной деятельности, который содержит разные виды театров: настольный, пальчиковый, теневой, куклы бибабо, маски, различные самодельные домики. Для изготовления декораций используем бросовый материал. Особый интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает теневой театр, который мы изготовили своими собственными руками. Для создания теневого театра необходимо: экран, источник света, куклы – силуэты на палочках – герои произведения и элементы обстановки (деревья, дома, облака и т.д.). В качестве источника света мы использовали настольную лампу, а так же устанавливали экран напротив окна. Во время игры необходимо держать декорации близко к экрану.

С ребятами нашей группы совместно изготовили персонажей театра. Их мы вырезали из черного картона, контур оформляли с помощью шаблонов и трафаретов. К силуэтам приклеили деревянные палочки. В теневой театр наши ребята любят играть по сказкам В.Сутеева, инсценируют русские народные сказки, а так же придумывают свои собственные сказки, используя героев разных сказок. ( «салат» из сказок). Очень часто мы устраиваем вечера развлечений с использованием теневого театра, основанных на творчестве и импровизации детей, делающих процесс воспитания не только познавательным, но и более интересным, эмоциональным, что дает возможность формировать нравственный мир детей.

Один из вариантов теневого театра – показ на экране силуэтов различных животных с помощью рук. Самое трудное – не только сделать фигурку с помощью пальцев, но и суметь правильно отразить тень на экране, а также производить движения пальцами, чтобы заставить фигурку двигаться и разговаривать.

В своей работе с детьми я использую различные дидактические игры, основанные на использовании теневого театра. Это игра «Повтори за мной» — воспитатель или ребенок за экраном показывает движения пальцев рук, а дети, сидя перед экраном повторяют данные движения. Игра «Что и где» — воспитатель читает сказку, акцентируя внимание детей на расположении предметов на экране, после прочтения сказки ребята отвечают на вопросы расположения предметов относительно друг друга (слева, справа, над, перед, около и т.д.). Игра «Строители» — воспитатель за экраном строит постройку из кубиков, например башню. Ребята, сидя перед экраном с аналогичным набором кубиков повторяют данное строение. Все эти игры развивают внимание, способствуют развитию речи, зрительно – моторной координации.

Театрализация является положительным инструментом воздействия на детей. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают окружающий мир, незаметно начинают корректировать психические трудности. На основе любимого персонажа ребенок становится радостнее, эмоции выражены ярче. Многие дети преодолевают трудности в общении, становятся раскрепощенными и менее застенчивыми.

Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка – это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию ребенка, развивают его воображение. В нашем дошкольном учреждении данные развлечения часто применяются в качестве упражнений для развития моторики и речевой культуры ребенка.

Используемая литература:

  1. Мигунова педагогика в детском саду. ТЦ Сфера, 2009. Театр теней: что такое теневой театр.
  2. Линь Ли, Восхитительный театр теней / TIANSHANNET. [Электронный ресурс]. URL:
  3. Лыкова И.А., Шипунова В.В. «Теневой театр вчера и сегодня».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год