Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие речи детей в первой младшей группе ДОО через театрализованную деятельность
Театральные занятия
Автор: Рязанова Елена Викторовна   
29.04.2023 21:26

Развитие речи детей в первой младшей группе ДОО через театрализованную деятельностьРазвитие речи детей в первой младшей группе ДОО через театрализованную деятельность

Рязанова Е.В., МАДОУ «Детский сад № 25 г. Челябинска», Россия

Аннотация. В статье, на основании анализа литературы, раскрыты понятия «развитие речи дошкольников», «театрализованная деятельность», «методы и приемы». Описаны подробно проблемы развития речи дошкольников первой младшей группы. Раскрыты методы и приемы решения данной проблемы с опорой на личный опыт.

Ключевые слова: ДОО, развитие речи дошкольников, младший дошкольный возраст, театрализованная деятельность, методы и приемы.

Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее… О.П. Радынова

Современное дошкольное образование является первым и наиболее ответственным звеном всей системы образования, которое направлено на всестороннее развитие и формирование личности детей. Развитие речи в ДОО рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речевого развития зависит умение общаться с людьми и интеллектуальное развитие, а также успехи детей в школе.

 

Скачать конспект

Одним из важных приобретений детей в дошкольном детстве является овладение родным языком. Именно приобретения, так как речь не дана человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы дети начали говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы их речь развивалась правильно и своевременно. Главной задачей любой ДОО является развитие речи дошкольников в соответствии с ФГОС. Благодаря речи формируется правильный разговор и мышление, начальное формирование коммуникативных навыков детей.

К сожалению, вечно занятые родители нашего времени часто забывают об этом, пуская процесс речевого развития на самотек. Дома дети мало времени проводят в компании взрослых (все больше за компьютером, телевизором или со своими игрушками), редко слушают рассказы и сказки мамы и папы и даже систематические развивающие занятия по овладению речью, редки. Многие родители полагаются на ДОО для решения задач, но практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых навыков и развития коммуникативных навыков.

Я считаю, что появлению слова в активном словаре детей предшествует его адекватное понимание. Каждое новое слово должно быть понятно детям. Это поможет вам сосредоточиться на конкретной ситуации. Создать такую ситуацию сложно. Это требует терпения, изобретательности и постоянного поиска методов и приемов, активизирующих развитие речи детей. Театрализованная деятельность помогает мне в развитие речи дошкольников в ДОО. Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей — стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Когда я пришла работать в первую младшую группу, то столкнулась с тем, что большинство детей очень плохо говорят. Размышляя над вопросом повышения уровня развития детской речи, я пришел к выводу, что театральная деятельность может стать моим помощником. Почему театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность является одним из наиболее эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения — обучение игрой.

Основатель Московского театра кукол С.В. Образцов однажды предположил, что каждому ребенку присуще стремление к актерскому мастерству. А мы знаем, что игра в театр проходит в атмосфере волшебства, праздника, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром несложно.

Исходя из вышеизложенного, я поставила цель — развитие речи детей в первой младшей группе ДОО через театрализованную деятельность.. В основу работы были положены методики А.М. Бородич «Методы развития речи», М.М. Алексеева, Б.И. Яшин «Методика развития речи и обучения родному языку», В.И. Логинова «Развитие связной речи».

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. (В. А. Сухомлинский). Творческое применение театрализованных игр в непосредственно-образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах в вечерние часы, в самостоятельной деятельности. В содержание занятий по театрализованной деятельности мною включаются:

  • игры — имитации образов животных, людей;
  • игры в кукольный театр;
  • инсценировки произведений;
  • театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения).

Организация работы построена по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность (в разных формах), где все участники (дети и взрослые) имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • эмоциональное заключение.

В своей работе, определяя содержание и формы обучения детей в первой младшей группе ДОО через театрализованную деятельность, я придерживаюсь следующих принципов: опоры на различные анализаторы; учета зоны ближайшего развития; наглядности; постепенного усложнения материала; реализации деятельностного подхода; учет возрастных особенностей в выборе средств, методов, приемов содержания.

По-моему, мнению, развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая творческое и речевое развитие на основе театрализованной деятельности, имеет некоторые специфические особенности. Она не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но и призвана обеспечить эффективное общение детей с воспитателем и друг с другом. Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе был создан «Центр речевой активности», в который поместила: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделала подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составила картотеку дидактических игр. Подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Оборудование расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью дети легко включались в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствует ширма, магнитная доска, фланелеграф, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки на нем, использовать театр «Би-ба-бо». Материалы театральной зоны постоянно обновляю.

В своей работе для развития речи детей использую следующие методы и приёмы:

  • Игровые: использование элементов подвижной игры, сюрпризные моменты, имитационные движения с элементами звукоподражания, обыгрывание текста.
  • Словесные: повторение речевого материала; вопросы; использование текстов с повторяющимися элементами, чтение произведений со звукоподражаниями, договариванием слов и (или) фраз, похвала.
  • Наглядные: использование иллюстраций к текстам, ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения), с мелодией (пение детских песенок), использование игрушек, персонажей кукольного театра.

Важным аспектом моей деятельности является использование социо–игровой технологии, где дети учатся общаться друг с другом. Кроме этого использую деятельностный подход и технологию гуманного отношения.

Считаю, что правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда играет большую роль в развитии речи детей, поэтому вместе с родителями пополняем уголок театральной деятельности разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Мы оформили уголок «Костюмерная», где разместили яркие сарафаны и сорочки в русском народном стиле, а также костюмы сказочных персонажей. (Приложение 1)

Литература

  1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада — М., КНОРУС, 2014. – 144 с.
  2. Бочкарева, Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. Воспитание детей в игре. — М.: КНОРУС, 2017. – 112 с.
  3. Гербова, В.В. Учусь говорить: метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 98 с.
  4. Горбушина, Л.А., Николичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2014. – 156 с.
  5. Домашний театр. Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2016. -118 с.
  6. Зинкевич- Евстигнеева, В. С. Практикум по сказко-терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2017. – 108 с.
  7. Караманенко, Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: театр картинок, театр игр, театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: Анонс, 2015. – 132 с.
  8. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 136 с.
  9. Менджерицкая, Д. В. Игра-драматизация. — М.: Астрель, 2017. – 86 с.
  10. Поляк, Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. -158 с.
  11. Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы дет сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2016. — 198 с.
  12. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателей детского сада. – М.: «Пресс», 2017. – 196 с.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http: //www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html.

Приложение 1

«Центр речевой активности» в первой младшей группе «Звёздочки»

МАДОУ «Детский сад № 25 г. Челябинска»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год