Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Авторское дидактическое пособие «Радужная коробочка»
Занятия с детьми
Автор: Левенец Н. А.   
23.01.2020 09:26

Авторское дидактическое пособие «Радужная коробочка»Авторское дидактическое пособие «Радужная коробочка»

Разработчик: воспитатель МБДОУ ЦРР-детский сад №5 ст. Старощербиновской Левенец Н.А.

Участники: дети дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». развить гибкость, подвижность мышления, с другой стороны развивает речь и творческое воображение. Используется при анализе характеристик героя, любого литературного произведения.

Разработка дидактического материала на основе ТРИЗ-технологии системный оператор «Радужная коробочка».

Участники: дети дошкольного возраста.

 

Скачать конспект

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Развить гибкость, подвижность мышления, с другой стороны развивает речь и творческое воображение. Используется при анализе характеристик героя, любого литературного произведения.

Цель разработки пособия:

- создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, способность познать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость творчества, определение роли и места объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Задачи:

  • развитие коммуникативных способностей (ведение дискуссий, тактичная оценка точек зрений товарищей, взаимодействие с воспитателем, умение строить аргументированное высказывание и придерживаться принципов доброжелательного отстаивания собственного мнения и пр.);
  • стимулирование творческой активности при решении проблемы;
  • формирование желания и готовности не сидеть и молчать, а, не стесняясь, выдавать множество мыслей на заданную тему.

Принципы создания дидактического материала:

Обогащение речевого и театрального центров, стимулирование речевой и познавательной, активности детей, реализация принципов соответствия возрастным особенностям детей, доступность, безопасность, эффективность образовательного процесса.

Содержание дидактического материала:

Данный дидактический материал позволяет в совместной игре с детьми формировать у них новый способ игровых умений — совместное сюжетосложение. Применяется уже со второй младшей группы. Дописать экраны – в старшем до девяти.

Дидактический материал представляет собой игру на основе ТРИЗ-технологии «Системный оператор». Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Значение системного анализа:

  • Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют
  • Способствует формированию способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее) на уровне системы, подсистемы и подсистемы.

В работе со старшими дошкольниками используется расширенный, девятиэкранный вариант приёма «Волшебный экран».

Для младших дошкольников применяют три элемента,

а для средних- пять элементов, расположенных в горизонтальном или вертикальном ряду.

Аналогичным образом можно выстраивать интересный познавательный разговор во время игр и прогулок, например, о том, почему идёт дождь, падают снежинки, появляется радуга, летают птички и бабочки, растут деревья и цветы и т. д. «Системный оператор» — помогает развить системное и логическое мышление.

Пособие предназначено для развития гибкости, подвижности мышления, с другой стороны развивает речь и творческое воображение. Нами представлена радужная коробочка с различными картосхемами: пазлы (составные части предмета), открытая книга (начало действия), песочные часы (предлагается вспомнить прошлое предмета или сказки, рассказа и т.д), знак вопроса (придумать свое продолжение сказки, рассказа или будущее персонажа). Также можно придумать и другие символы, которые будут понятны детям с учетом их возрастных особенностей.

Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений при ознакомлении детей с окружающим миром, при ознакомлении с предметами и их составными частями, при ознакомлении с художественными произведениями — при закреплении образа сказочного персонажа.

Место использования в педагогическом процессе:

Данное пособие используется в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, социально-коммуникативной деятельности, как в индивидуальной, так и в совместной игровой деятельности детей. Особое внимание уделяется подбору карточек-символов при ознакомлении (закреплении) с тем или иным предметом или сказкой.

Изготовление «Радужной коробочки»: для изготовления коробочки нужны 5 квадратов размером 25*25см, использовался двухсторонний цветной картон, квадраты скрепляются между собой на пружинах.

Правила использования коробочки:

  1. вариант: могут участвовать все желающие дети. Используется одна коробочка большего размера (40*40см), она прикрепляется на доску, и дети путешествуют вместе с воспитателем, по всем экранам.
  2. вариант: участвует подгруппа детей, у каждого своя «Радужная коробочка» и набор карточек — символов к ней, дети все вместе путешествуют используя один сюжет сказки, а можно дать на выбор каждому ребенку сказку (предмет) и ребенок используя карточки-символы составляет рассказ-описание предмета или вспоминает выбранную сказку.
  3. вариант: когда дети работают в парах, они договариваются, о чем они будут рассказывать, выбирают сообща (предмет или сказку).

Пример игры с пособием (с подгруппой детей):

Воспитатель: «Ребята, сегодня я вам предлагаю покатать нашего сказочного героя Буратино по нашей пятиэкранке. Сначала поедем вниз на синий экран — здесь нужно назвать части тела Буратино (руки, ноги, голова, туловище и т.д.), теперь едем наверх, что находится на третьем этаже? Здесь нужно сказать, где мы можем встретить Буратино (м/ф, сказка, игрушка, в книге), едем влево на желтый экран — давайте вспомним, чем был Буратино в прошлом (поленом), и едем на голубой экран- давайте придумаем, кем может стать Буратино в будущем (ответы детей).

Таким образом, представленная технология является средством развития творческих способностей, предполагающих особое внимание и к личности ребенка, и к его музыкально-театральным интересам, а так же к дальнейшему развитию. Что является стимулом для нас продолжить работу в том же направлении.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год