Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Занятия с детьми
Автор: Кузнецова Алина Сергеевна   
29.06.2023 11:17

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Кузнецова Алина Сергеевна, Студент, Казанский приволжский федеральный университет (КФУ)

Аннотация: данная статья посвящается исследованию «Игры с правилами как средство развития регуляторных функций детей 5-6лет». В старшем дошкольном возрасте одним из самых важных достижений детей и фактором дальнейшей успешной адаптации и обучения в школе является не что иное, как развитие регуляторных функций – способности самостоятельно регулировать своё поведение и мыслительные процессы.

Ключевые слова: регуляторные функции, игры с правилами, дошкольный возраст, когнитивная гибкость, сдерживающий контроль, рабочей памяти, когнитивной гибкости.

Регуляторные функции – это механизмы регуляции поведения человека, которые включают в себя три основных ключевых компонента:

  • сдерживающий контроль (торможение) – способность подавлять отвлекающую или не значимую в данной ситуации информацию или реакцию
  • рабочая память (зрительная и слуховая)
  • когнитивная гибкость – умственная способность к переключению с одной мысли на другую, а также способность обдумывать несколько вещей одновременно.

Игры с правилами – особая группа игр с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры.

 

Игры с правилами делятся на две большие группы:

  • дидактические: словесные, настольно-печатные, предметные, подвижные.

Поиск способов целенаправленного развития регуляторных функций – одна из насущных проблем современной педагогики и психологии, так как именно дошкольное детство является сенситивным периодом для их развития.

Формирование и развитие регуляторных функций напрямую зависит от степени развития высших психических функций – внимания, мышления, памяти, восприятия и речи. И так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то именно она имеет большое значение в развитии всех психических функций, а, следовательно, и регуляторных функций.

Особая роль в развитие регуляторных функций принадлежит играм с правилами, так как именно наличие правил, инструкций и следование им требует от ребёнка участия сдерживающего контроля, рабочей памяти и когнитивной гибкости, т.е. регуляторных функций.

Между тем, как показывает анализ работы педагогов — дошкольников, во многих детских садах воспитатели не в полной мере осознают важность игр с правилами в процессе развития саморегуляции детей и не уделяют им должного внимания.

Выявленное противоречие определило проблему исследования: каково влияние игр с правилами на развитие регуляторных функций детей старшего дошкольного возраста?

Мы предположили, что развитие регуляторных функций старших дошкольников будет более эффективным, если использовать в данном процессе специально организованные игры с правилами.

Рассматривая теоретические основы темы, мы опирались на работы таких психологов и педагогов как Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, А. Мияке, А. К. Бондаренко, Е.О. Смирновой, И.А. Савенковой и других авторов.

С целью выявления исходного уровня развития регуляторных функций детей экспериментальной и контрольной групп, нами был подобран комплекс диагностических методик, направленный на обследование трёх основных компонентов регуляторных функций: сдерживающего контроля, рабочей памяти, когнитивной гибкости.

В ходе диагностики мы выявили, что у детей обеих групп недостаточно развиты все три структурных компонента регуляторных функций. Так мы отметили, что дети затрудняются в регулировании своих действий по словам «надо», «можно», «нельзя»; часто не понимают задания в целом и испытывают затруднения в его самостоятельном выполнении в соответствии с алгоритмом действия; не умеют слушать взрослого и выполнять его задания.

Для реализации поставленной цели нами были изучены различные методические пособия по организации игровой деятельности с дошкольниками и составлена картотека игр с правилами.

Все игры, вошедшие в картотеку, подбирались нами так, чтобы они развивали все три компонента регуляторных функций, а также способствовали познавательному, речевому и физическому развитию детей.

Также нами было разработано календарно-тематическое планирование по организации игровой деятельности детей экспериментальной группы с целью развития у них регуляторных функций.

Весь процесс по развитию регуляторных функций детей в процессе игры с правилами осуществлялся нами в три этапа:

  1. этап – знакомство детей с правилами игры.
  2. этап — организация игры с правилами совместно с детьми.
  3. этап — самостоятельная организация игры детьми.

Практически все игры мы проводили по нескольку раз в ходе всего нашего эксперимента и для того, чтобы поддержать у детей интерес к уже знакомым играм, мы усложняли их игровые правила или несколько видоизменяли их содержание.

В ходе проведения нашего эксперимента, наблюдая за детьми во время игр с правилами, мы стали отмечать, что ребята всё меньше нарушают правила, что дети стали более сосредоточенными, научились контролировать игровой процесс и свои действия, т.е. приобрели опыт элементарного управления своим поведением и поступками. Все эти отмеченные нами изменения дали нам основание предположить, что проводимые нами игры с правилами оказали положительное влияние на уровень развития регуляторных функций детей старшей экспериментальной группы. Чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение, нами было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп, с использованием тех же диагностических методов, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Таким образом, по результатам контрольного этапа эксперимента, мы можем сделать вывод, что проведённая нами работа с детьми на формирующем этапе эксперимента была успешной и оказала положительное влияние на развитие регуляторных функций детей экспериментальной группы.

А это, в свою очередь, подтверждает правильность нашего предположения: что развитие регуляторных функций старших дошкольников будет более эффективным, если использовать в данном процессе специально

Список литературы

  1. Бозиева, С.К. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста/ С.К. Бозиева, М.Т. Ногерова// CYBERLENINKA: [сайт]. — URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-didakticheskoy-igry-na-razvitie-pamyati-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 09. 09. 2022 г.) – Текст: электронный.
  2. Борисова, М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет: /М. Борисова – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 50 с. – ISBN 978-5-4315-0126-5. – Текст: непосредственный.
  3. Бухаленкова, Д.А. Развитие саморегуляции в игре: во что и как играть с дошкольниками? /А. Д. Бухаленкова, В.Л. Сухих, В.А. Якупова // CYBERLENINKA: [сайт]. – URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/razvitie-samoregulyatsii-v-igre-vo-chto-i-kak-igrat-s-doshkolnikami/viewer (дата обращения: 07. 09. 2022 г.). – Текст: электронный.
  4. Забродоцкая, О.Д. Роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста: /О. Д. Забродоцкая// CYBERLENINKA: [сайт]. – URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/rol-didakticheskoy-igry-v-umstvennom-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 06. 09. 2022 г.). – Текст: электронный.
  5. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет. Развитие моторики, коррекция координации движений и речи / сост. А. А. Гуськова. — Изд. 2-е, испр. — Волгоград: Учитель, 2016. — 188 с. — ISBN 978-5-7057-4767-2. – Текст: непосредственный.
  6. Развитие саморегуляции у дошкольников: методическое пособие: от рождения до школы: 5-7 лет/ О. В. Алмазова, Д. А. Бухаленкова, А. Н. Веракса, В. А. Якупова/ под редакцией А. Н. Вераксы. — Москва: Мозаика-Синтез, 2019. – 45 с. — ISBN 978-5-4315-1463-0. – Текст: непосредственный.
  7. Твардовская, А.А. Влияние физической активности дошкольников на развитие регуляторных функций: теоретический обзор исследований: /А. А. Твардовская, В.Ф. Габдулхаков, Н.Н. Новик, А.М. Гарифуллина// CYBERLENINKA: [сайт]. – URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-fizicheskoy-aktivnosti-doshkolnikov-na-razvitie-regulyatornyh-funktsiy-teoreticheskiy-obzor-issledovaniy/viewer (дата обращения: 08. 09. 2022 г.). – Текст: электронный.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год