Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактические игры на развитие мыслительных операций у дошкольников
Занятия с детьми
Автор: Л.Л. Махина   
04.08.2014 00:42

Дидактические игры на развитие мыслительных  операций у дошкольников

Проблема интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста актуализируется в связи с необходимостью подготовки ребенка к систематическому обучению в школе. В качестве предпосылок успешного обучения в школе необходимо иметь высокий уровень развития логического мышления, а  обучение дошкольников классификации может осуществляться только в смысло-значимой для них деятельности – игровой, то есть учебная задача должна быть заключена в форме игры и порождаться самой игрой.
Дидактические игры могут выступать эффективным средством интеллектуального развития детей.  Но в  методической литературе слабо представлена дифференциация дидактических игр в связи с развитием мыслительных операций.  Изучив теоретические основы развития элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте, рассмотрев развивающие возможности дидактических игр и особенности их организации работы с дошкольниками, я разработала комплекс дидактических игр, построенных в логике становления мыслительных операций дошкольника. Игры были объединены в картотеку, которая нашла широкое применение в работе воспитателей дошкольного учреждения.
Картотека игр состоит из четырех разделов:
1.    Игры и упражнения на выделение признаков предметов. Это игры «Узнай птицу по описанию», «Найди дерево», «Отгадай-ка», «Загадай, мы отгадаем», «Кто подойдет, пусть возьмет». Приведу пример игры «Загадай, мы отгадаем». Целью этой игры является уточнение знаний детей о растениях сада и огорода, называть их признаки, описывать и находить их по описанию.    

          
2.     Игры на выделение общих признаков (сравнение). Для этого использовались игры: «Похож - не похож», «Четвертый лишний», «Исследователь», «Чем похожи и чем отличаются». Приведу  пример игры «Исследователь». Воспитатель и дети – исследователи. Я подобрала различные предметы для изучения. Каждый по очереди называли в нем какие-либо признаки, свойства, особенности в сравнении с другими предметами. Также дети называли его основные признаки. В качестве усложнения детям давалось сравнивать группы предметов.
3.    Игры на выделение существенных признаков (основания классификации): «Кто назовет больше предметов», «Что кому нужно», «Вершки – корешки», «Природа и человек», «Летает – не летает». Приведу пример игры «Природа и человек». Перед началом игры проводиться беседа с детьми, в процессе которой уточняются их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе и человек ими пользуется. В качестве ведущего может быть воспитатель или ребенок. Ведущий бросает мяч и задает вопрос: «Что сделано человеком?» или «Что создано природой?». В начале игры дети часто допускали ошибки при группировке по этому принципу, но при последующей работе ответы детей становились правильными.
4.    Игры на объединение существенных признаков  в класс и называние словом: «Магазин цветов», «Собери урожай», «Назови три предмета», «Охотник», «Птицы (звери, рыбы)», «Путешествие», «Не ошибись». Приведу пример игры “Не ошибись”. Для нее подбираются различные картинки. В группе должно быть столько картинок, сколько детей принимают участие в игре. Каждый ребенок получает по одной карточке из каждой группы. Предположим, в игру включены картинки с нарисованными на них насекомыми, одеждой, мебелью, игрушками, овощами и посудой. Следовательно, у каждого из играющих должно быть по 6 карточек. Один из детей открывает любую карточку, и каждый ребенок по очереди выкладывает ту картинку, которая подходит к первой. (Например, образуется группа «Одежда»). После того, как положена последняя картинка данной группы, следующий ребенок дает ей обобщающее название. Далее образуется следующая группа картинок.
При работе с родителями использование этих игр дает возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. В результате совместной работы с родителями дети лучше  выделяли признаки предметов, без большого труда находили общие и существенные, без ошибок определяли основание классификации и подбирали для обозначения класса обобщающие слова.
Махина Л.Л.
Воспитатель МБДОУ МО г.Краснодар
«Центр – детский сад № 23»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год