Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа дополнительного образования развития мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия средствами пластилинографии у детей с нарушением зрения «Пластишка»
Нарушение зрения у детей
Автор: Волкова Наталья Владимировна   
13.09.2023 05:12

Программа дополнительного образования развития мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия средствами пластилинографии у детей с нарушением зрения «Пластишка»Программа дополнительного образования развития мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия средствами пластилинографии у детей с нарушением зрения «Пластишка»

срок реализации – 1 учебный год, возраст воспитанников 3 — 5 лет

Составитель: Волкова Н.В. воспитатель высшей квалификационной категории 2023 год

Содержание

  1. Паспорт программы дополнительного образования «Пластишка» С.3
  2. Пояснительная записка С.7
  3. Примерное перспективное планирование С.11
  4. Комплексно-тематическое планирование С.17
  5. Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе С.19
  6. Список используемой литературы С.20
  7. Паспорт программы дополнительного образования «Пластишка»

Название программы «Пластишка»

 

Скачать программу

Направленность программы Художественная

Основные характеристики дополнительной общеобразовательной программы Программа дополнительного образования «Пластишка» разработана в соответствии со

следующими нормативными документами:

  1. «Закон об образовании РФ» № 273 от 29. 12. 12г.;
  2. СанПиН СанПиН 2 1.2. 3685-21
  3. Приказ МОиН РФ от 29. 08. 13г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18. 11. 2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  5. Устав МБОУ «Детский сад № 47»
  6. Положение об оказании дополнительных платных образовательных услуг МБДОУ «Дет-ский сад № 47», на основании заявления, договора между МБДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников

Год разработки 2023 год

Где, когда и кем утверждена программа Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 47»

Протокол № __ «___» ___________ 2023 г.

Цель программы Развитие и коррекция у детей с патологией зрения зрительного и тактильного восприятия, тонких движений пальцев, их координации и всей руки в целом.

Задачи

  • развивать и корректировать зрительное и тактильное восприятие, тонкие движения пальцев, их координации и всей руки в целом;
  • развивать умелость рук, укреплять их силу;
  • самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.;
  • развивать согласованные движения рук и глаз, координировать движения обеих рук, развивать межполушарное взаимодействие;
  • формировать интерес к лепке из пластилина техникой «пластилинография»;
  • закреплять представления о свойствах пластилина и способах лепки;
  • развивать умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук;
  • побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом;
  • формировать умение создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их, путём прижимания друг к другу;
  • закреплять умение аккуратно пользоваться пластилином, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку;
  • предлагать детям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей;
  • предлагать объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию;
  • вызывать радость от восприятия результата своей и общей работы.

Ожидаемые результаты освоения программы • умеет раскатывать комок солёного теста прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка солёного теста маленькие комочки, сплющивает их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.

  • лепит несложные предметы; аккуратно пользуется солёным тестом.
  • умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
  • лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приёмы лепки.
  • умеет создавать образы разных предметов и игрушек ‚ объединяет их в коллективную композицию; использует всё многообразие приёмов лепки.

Срок реализации программы 1 год

Количество часов в неделю /год 1 раз в неделю (20-30 минут) /36 часов в год

Возраст обучающихся 3-5 лет

Форма занятий Группы по 5-9 детей

Методическое обеспечение 1. Клименко Т.М. «Пластилинография – детский дизайн» / Клименко Т.М. [Электронный ресурс] // Мультиурок: [сайт]. — URL: https: //multiurok. ru/files/rabochaia-programma-plastilinoghrafiia-dietskii-di. html (дата обращения: 10. 08. 2023).

2. Никишина И.А. Значение лепки в развитии личности дошкольника / Никишина И.А. [Электронный ресурс] // Центр детского творчества: [сайт]. — URL: http: //cdtschekino. ru/Doki1/Opit_Raboty/lepka. pdf (дата обращения: 2.08. 2023).

3. Семендяева Л.Ф. Развитие творческих способностей детей с помощью пластилинографии / Семендяева Л.Ф. [Электронный ресурс] // Личный сайт воспитателя Семендяева Л.Ф.: [сайт]. — URL: https: //lyubov-semendyaeva-ds19-uu. educhel. ru/articles/post/3094051 (дата обращения: 22. 07. 2023)

4. Смолякова И. Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников Подробнее: https: //www. labirint. ru/books/939717/ [Текст] / Смолякова И. Н. — 8-е изд.. — Москва: Содействие, 2021 — 120 c.

5. Ткаченко, Т. Б. Лепим из пластилина [Текст] / Т. Б. Ткаченко —. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 — 223 c.

6. Учайкина М. В. Программа по реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие» дополнительного образования в форме кружковой деятельности «Пластилиновое чудо» / Учайкина М. В. [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть: [сайт]. — URL: https: //nsportal. ru/sites/default/files/2017/11/19/avtorskaya_programma. doc. (дата обращения: 2.08. 2023).

Условия реализации программы Учебные помещения: оборудованный кабинет

Технические средства: ноутбук, музыкальный центр.

Оборудование для проведения занятий:

  • картон с контурным рисунком
  • набор пластилина
  • салфетка для рук
  • стеки
  • бросовый и природный материалы.

Методические материалы

Папки с картинками, иллюстрациями по теме, книги по теме, компьютерная презентация, альбомы, готовые образцы.

2. Пояснительная записка

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности. Особенно актуальным это является для детей с нарушением зрения.

Наш ДОУ посещают дети с 2 лет, имеющие ограниченные возможности здоровья (основной дефект-нарушение зрения). Специфика имеющейся патологии накладывает отпечаток на общее развитие ребёнка.

Дети с нарушением зрения имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение. Таким образом, идёт нарушение зрительного восприятия.

Многие дети с нарушением зрения также имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Из-за недостатков зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряжёнными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей. В связи с этим возникает необходимость в работе по развитию и коррекции мелкой моторики, продуктивной деятельности, зрительного и тактильного восприятия с детьми, имеющими нарушения зрения. Изучив опыт коллег, литературные источники, пообщавшись с врачом офтальмологом Мышовой Е.А. и врачом педиатром-перинатологом, доктором медицинских наук, профессором Кривоноговой Т.С. которые сопровождают наших детей, мы пришли к выводу о том, что самыми актуальными для детей с патологией зрения является продуктивная деятельность основе техник «тестопластика» и «пластилинография».

В коррекционной работе с детьми 3-5 лет с нарушением зрения используем технику «пластилинография». Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, что позволяет приблизить изображение к реальному образу. Детям 3-5 лет в силу их возраста сложно сразу освоить эту технику и приступить к созданию лепной картины. Поэтому в данной работе используем принцип последовательности. Занятия начинаются с сентября месяца, и посвящены они одной теме «Золотая осень». На первых занятиях в течение месяца дети вспоминают, с какими свойствами пластилина они знакомы, закрепляют навыки предметной лепки, и только спустя месяц начинают знакомиться с техникой «пластилинография».

Опыт показывает, что данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.

Занятия пластилинографией способствуют развитию и коррекции речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей; восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации; умения планировать свою работу и доводить ее до конца; интеграции различных образовательных областей.

Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи ит. д.).

Интеграция образовательных областей

Интегрированное построение продуктивной деятельности дает ребенку возможность:

  • реализовывать познавательную активность,
  • обогащать словарь (в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином с детьми ведется непрерывный разговор, такая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание речи окружающих.);
  • развивать сенсорные эталоны (сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, нетрадиционная техника рисования пластилином воспитывает тактильные и термические свойства кончиков и подушечек пальцев. Поверхность кожи на пальцах соответствуют определенным участкам коры головного мозга, в которых разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга рецепторов кожи.
  • реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в изобразительном творчестве.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на занятии; проявляются разнообразные интересы; расширяются знания об окружающем мире.

Главное значение занятий по пластилинографии состоит в следующем:

  • данная техника способствует развитию зрительного в сочетании с тактильным восприятия, тонких движений пальцев, их координации и всей руки в целом;
  • дети развивают умелость рук, укрепляют их силу; движения рук становятся более согласованными, а движенияпальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них);
  • дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.; когда малыш вдавливает различные мелкие детали в пластилин, происходит развитие пинцетного хватания, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью,
  • для работы в технике «пластилинография» важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук;
  • рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Таким образом, вышесказанное даёт возможность сформулировать основную цель нашей деятельности в рамкахданной программы.

Цель деятельности: развитие и коррекция у детей с патологией зрения зрительного и тактильного восприятия, тонких движений пальцев, их координации и всей руки в целом.

Задачи деятельности (в коррекционной работе с детьми 3-5 лет с нарушением зрения):

  • развивать и корректировать зрительное и тактильное восприятие, тонкие движения пальцев, их координации и всей руки в целом;
  • развивать умелость рук, укреплять их силу;
  • самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.;
  • развивать согласованные движения рук и глаз, координировать движения обеих рук, развивать межполушарное взаимодействие;
  • формировать интерес к лепке из пластилина техникой «пластилинография»;
  • закреплять представления о свойствах пластилина и способах лепки;
  • развивать умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук;
  • побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом;
  • формировать умение создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их, путём прижимания друг к другу;
  • закреплять умение аккуратно пользоваться пластилином, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку;
  • предлагать детям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей;
  • предлагать объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию;
  • вызывать радость от восприятия результата своей и общей работы.

Результаты освоения программы (планируемые результаты):

  • преодоление трудностей в психомоторном развитии;
  • максимальная компенсация имеющейся зрительной и моторной патологии;
  • сформированность состояния успешности, как в отношении самого себя, так и в отношении коллективасверстников и взрослых;
  • сформированность интегративного качества по ФГТ «Овладевший необходимыми умениями и навыками»:

К концу освоения программы ребенок умеет:

  • умеет раскатывать комок солёного теста прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка солёного теста маленькие комочки, сплющивает их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
  • лепит несложные предметы; аккуратно пользуется солёным тестом.
  • умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениямиладоней.
  • лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приёмы лепки.
  • умеет создавать образы разных предметов и игрушек ‚ объединяет их в коллективную композицию; использует всёмногообразие приёмов лепки.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год