«Осмысление духовных истоков Великой Победы через образы великих полководцев» |
День Победы - 9 Мая | |||
Автор: Клюева Оксана Васильевна | |||
26.02.2025 13:57 | |||
(из опыта работы) Направление: «Истоки Великой Победы» Разработчик: Клюева Оксана Васильевна, педагог-психолог Введение Мы не можем «быть «Иванами, не помнящими своего родства». Мы обязаны помнить тех великих созидателей и защитников Отечества, которые ограждали землю нашу своим стоянием за Русь. Их пример должен вдохновлять нас и сегодня продолжать их великое дело — служить нашему Отечеству, нашей Родине, сынами и дочерями которой мы являемся.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, т.к. дошкольный возраст – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Задача патриотического воспитания имеет место во многих документах по дошкольному образованию, в частности: – в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ (ст. 3) – в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (в разделе «Общие положения» п.1. 6.) Дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, и патриотические чувства у них проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Работа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, в настоящее время трудна и особенно актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю своих предков. Тем более, что дети должны знать «истинную» историю своей страны, своей Родины, а не «перекроенную» и придуманную западными гражданами. Анализ данной ситуации показывает, что сегодня проблема воспитания патриотизма очень актуальна: политическое и экономическое благополучие России в недалеком будущем будет напрямую зависеть от отношения подрастающего поколения к нравственным нормам, идеалам, целям. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине у ребёнка. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит, прежде всего, самоопределение. Поскольку прикосновение к истории вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа начиная с былинных времён и до наших дней. Во все времена существовали свои герои, свои защитники, которые всегда вставали горой за русскую землю. В одном из своих выступлений Президент России В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете», что нашло отражение в принятой Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2021-2025гг.», где общественные институты и, в частности, образовательные учреждения получили направление для своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей. Новизна проблемы заключается в духовно-нравственном развитии детей на примере героического прошлого русских полководцев, в целях укрепления традиций, воспитания цельной, духовно-нравственной личности. Гипотеза заключается в том, что, раскрыв перед воспитанниками образы великих полководцев, семейная сопричастность к традициям патриотизма будет способствовать сохранению и развитию духовности и нравственных начал личности. Целеполагание представляет собой умение принимать и ставить цели деятельности для преемственности поколений, отбирать эффективные средства ее осуществления для достижения результата. Патриотическое воспитание в семье – от поколения к поколению. Во все времена наше государство уделяло особенное внимание основам патриотического воспитания молодежи. Но важным союзником в этом деле должна выступать семья, которая играет главную роль в воспитании человека, как личности. Ведь патриотизм – это любовь к своей Родине и людям, которые живут в нашей стране, это бережное отношение к культуре страны и уважение к языку, на котором ты говоришь. В настоящее время особенно важно уделять внимание воспитанию патриотизма молодежи. Современная идеология многих стран в мире направлена на стирание культурных и географических границ, подменяя понятия истинных ценностей. Теперь, когда Россия снова стала сильной страной, многие государства прикладывают усилия, направленные на то, чтобы современная молодежь потеряла интерес к своей стране и наша задача – не допустить этого. Одним из важнейших моментов в воспитании молодежи являются акции и движения, направленные на восстановление связи поколений и гражданского самоопределения. Особенно стоит уделить внимание общественному движению «Бессмертный Полк», направленное на сохранение личной памяти о поколении Великой Отечественной войны, о настоящих патриотах, сражавшихся за свою родину. Ни у одной страны нет будущего без прошлого и сохранения культурных ценностей. Показывая личным примером в семье, свое отношения к истории страны и любви к ней, мы делаем важный вклад в воспитание наших детей, как истинных патриотов и достойных граждан нашей страны. И начинать тут нужно с малого. Развитие патриотизма у дошкольников на основе подвигов великих полководцев Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. [9] Внешняя опасность, которой Россия подвергалась на протяжении многих веков, была тем фактором, который требовал проявления мужества, героизма, патриотизма. [6] Мир, в котором мы живем, радикально отличается от более ранних периодов развития человеческой культуры. Это мир, в котором больше нет определенности: ни в различении добра и зла, ни в различении светлого и темного, ни в различении прекрасного и безобразного. В таких условиях разговор о духовно- нравственных основах личности приобретает особый смысл — это вопрос о самосохранении общества, о единстве его прошлого и будущего. [5]. Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Одной из эффективных технологий обучения и воспитания является технология проектной деятельности. Я определила содержание работы в рамках патриотического воспитания дошкольников по теме «Защитники земли русской». Включила в цикл занятий культурно- исторические, духовно-нравственные компоненты, элементы изучения истории Отечества. В приложении отражены различные формы и методы работы с дошкольниками, способствующие становлению культуры человека с устойчивой системой нравственных ориентиров, уважительно относящегося к прошлому и настоящему своей страны, ощущающего ответственность за свои поступки. [5] Для детей 6 – 7 лет важно знать русских полководцев. Во время работы старалась сформировать в сознании дошкольников модель человека – героя, рискующего своей жизнью ради Родины. Важно поддерживать на добрых примерах стремление у детей вести за собой, быть лидером в трудную минуту. Нравственный стержень, вектор развития дошкольников, определяющий жизнь в будущем — вот, что необходимо заложить в сознание воспитанников на примерах русских полководцев. Воспитание таких качеств, как патриотизм и гражданственность, — дело не одного дня. Это длительный процесс. Старшие дошкольники с интересом могут изучать яркие моменты русской истории, в процессе которого у них формируются понятия о мужестве, взаимовыручке, сострадании и беззаветной любви к Родине. [6] Заключение В заключение следует отметить, что использование примеров героизма из истории подвигов великих полководцев при патриотическом воспитании детей дошкольного возраста формирует понимание взаимосвязи прошлого и будущего, знакомит с историческими событиями, развивает гражданские ценности, вырабатывает чувство гордости за страну и понимание ее места в мире на разных этапах исторического развития, что является эффективной подготовкой к обучению в школе. Указанные задачи перед педагогом ставит и ФГОС ДО в части необходимости формирования познавательного интереса, эрудиции, стремления к познанию. Подобный комплексный подход к развитию указанных качеств личности при патриотическом воспитании предполагает применение прогрессивных (в первую очередь метакогнитивных) педагогических технологий, осуществление постоянного мониторинга их применения, оценки и при необходимости – коррекции. В этой связи в деятельности любого педагога представляется актуальным в первую очередь анализ перспективных технологий на предмет возможности их использования в патриотическом воспитании дошкольников и по мере возможности изменение их под собственный опыт либо создание новых. Главная задача применения современных педагогических технологий состоит в том, чтобы мотивировать дошкольников на изучение истории своей Родины, ее культуры, национальных традиций и ценностей, генерировать основы для осуществления ими самостоятельной познавательной деятельности, что согласуется с требованием ФГОС ДО. Спасибо за внимание! Библиографический список
|