Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Осмысление духовных истоков Великой Победы через образы великих полководцев»
День Победы - 9 Мая
Автор: Клюева Оксана Васильевна   
26.02.2025 13:57

«Осмысление духовных истоков Великой Победы через образы великих полководцев»«Осмысление духовных истоков Великой Победы через образы великих полководцев»

(из опыта работы)

Направление: «Истоки Великой Победы»

Разработчик: Клюева Оксана Васильевна, педагог-психолог

Введение

Мы не можем «быть «Иванами, не помнящими своего родства».

Мы обязаны помнить тех великих созидателей и защитников Отечества, которые ограждали землю нашу своим стоянием за Русь. Их пример должен вдохновлять нас и сегодня продолжать их великое дело — служить нашему Отечеству, нашей Родине, сынами и дочерями которой мы являемся.

 

Скачать конспект

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, т.к. дошкольный возраст – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Задача патриотического воспитания имеет место во многих документах по дошкольному образованию, в частности:

– в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ (ст. 3)

– в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (в разделе «Общие положения» п.1. 6.)

Дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, и патриотические чувства у них проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны.

Работа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, в настоящее время трудна и особенно актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю своих предков. Тем более, что дети должны знать «истинную» историю своей страны, своей Родины, а не «перекроенную» и придуманную западными гражданами.

Анализ данной ситуации показывает, что сегодня проблема воспитания патриотизма очень актуальна: политическое и экономическое благополучие России в недалеком будущем будет напрямую зависеть от отношения подрастающего поколения к нравственным нормам, идеалам, целям.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине у ребёнка. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит, прежде всего, самоопределение.

Поскольку прикосновение к истории вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа начиная с былинных времён и до наших дней. Во все времена существовали свои герои, свои защитники, которые всегда вставали горой за русскую землю.

В одном из своих выступлений Президент России В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете», что нашло отражение в принятой Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2021-2025гг.», где общественные институты и, в частности, образовательные учреждения получили направление для своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.

Новизна проблемы заключается в духовно-нравственном развитии детей на примере героического прошлого русских полководцев, в целях укрепления традиций, воспитания цельной, духовно-нравственной личности.

Гипотеза заключается в том, что, раскрыв перед воспитанниками образы великих полководцев, семейная сопричастность к традициям патриотизма будет способствовать сохранению и развитию духовности и нравственных начал личности.

Целеполагание представляет собой умение принимать и ставить цели деятельности для преемственности поколений, отбирать эффективные средства ее осуществления для достижения результата.

Патриотическое воспитание в семье – от поколения к поколению.

Во все времена наше государство уделяло особенное внимание основам патриотического воспитания молодежи. Но важным союзником в этом деле должна выступать семья, которая играет главную роль в воспитании человека, как личности. Ведь патриотизм – это любовь к своей Родине и людям, которые живут в нашей стране, это бережное отношение к культуре страны и уважение к языку, на котором ты говоришь.

В настоящее время особенно важно уделять внимание воспитанию патриотизма молодежи. Современная идеология многих стран в мире направлена на стирание культурных и географических границ, подменяя понятия истинных ценностей. Теперь, когда Россия снова стала сильной страной, многие государства прикладывают усилия, направленные на то, чтобы современная молодежь потеряла интерес к своей стране и наша задача – не допустить этого.

Одним из важнейших моментов в воспитании молодежи являются акции и движения, направленные на восстановление связи поколений и гражданского самоопределения. Особенно стоит уделить внимание общественному движению «Бессмертный Полк», направленное на сохранение личной памяти о поколении Великой Отечественной войны, о настоящих патриотах, сражавшихся за свою родину. Ни у одной страны нет будущего без прошлого и сохранения культурных ценностей.

Показывая личным примером в семье, свое отношения к истории страны и любви к ней, мы делаем важный вклад в воспитание наших детей, как истинных патриотов и достойных граждан нашей страны. И начинать тут нужно с малого.

Развитие патриотизма у дошкольников на основе подвигов великих полководцев

Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. [9]

Внешняя опасность, которой Россия подвергалась на протяжении многих веков, была тем фактором, который требовал проявления мужества, героизма, патриотизма. [6]

Мир, в котором мы живем, радикально отличается от более ранних периодов развития человеческой культуры. Это мир, в котором больше нет определенности: ни в различении добра и зла, ни в различении светлого и темного, ни в различении прекрасного и безобразного.

В таких условиях разговор о духовно- нравственных основах личности приобретает особый смысл — это вопрос о самосохранении общества, о единстве его прошлого и будущего. [5].

Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Одной из эффективных технологий обучения и воспитания является технология проектной деятельности. Я определила содержание работы в рамках патриотического воспитания дошкольников по теме «Защитники земли русской». Включила в цикл занятий культурно- исторические, духовно-нравственные компоненты, элементы изучения истории Отечества. В приложении отражены различные формы и методы работы с дошкольниками, способствующие становлению культуры человека с устойчивой системой нравственных ориентиров, уважительно относящегося к прошлому и настоящему своей страны, ощущающего ответственность за свои поступки. [5]

Для детей 6 – 7 лет важно знать русских полководцев. Во время работы старалась сформировать в сознании дошкольников модель человека – героя, рискующего своей жизнью ради Родины. Важно поддерживать на добрых примерах стремление у детей вести за собой, быть лидером в трудную минуту. Нравственный стержень, вектор развития дошкольников, определяющий жизнь в будущем — вот, что необходимо заложить в сознание воспитанников на примерах русских полководцев.

Воспитание таких качеств, как патриотизм и гражданственность, — дело не одного дня. Это длительный процесс. Старшие дошкольники с интересом могут изучать яркие моменты русской истории, в процессе которого у них формируются понятия о мужестве, взаимовыручке, сострадании и беззаветной любви к Родине. [6]

Заключение

В заключение следует отметить, что использование примеров героизма из истории подвигов великих полководцев при патриотическом воспитании детей дошкольного возраста формирует понимание взаимосвязи прошлого и будущего, знакомит с историческими событиями, развивает гражданские ценности, вырабатывает чувство гордости за страну и понимание ее места в мире на разных этапах исторического развития, что является эффективной подготовкой к обучению в школе.

Указанные задачи перед педагогом ставит и ФГОС ДО в части необходимости формирования познавательного интереса, эрудиции, стремления к познанию. Подобный комплексный подход к развитию указанных качеств личности при патриотическом воспитании предполагает применение прогрессивных (в первую очередь метакогнитивных) педагогических технологий, осуществление постоянного мониторинга их применения, оценки и при необходимости – коррекции.

В этой связи в деятельности любого педагога представляется актуальным в первую очередь анализ перспективных технологий на предмет возможности их использования в патриотическом воспитании дошкольников и по мере возможности изменение их под собственный опыт либо создание новых.

Главная задача применения современных педагогических технологий состоит в том, чтобы мотивировать дошкольников на изучение истории своей Родины, ее культуры, национальных традиций и ценностей, генерировать основы для осуществления ими самостоятельной познавательной деятельности, что согласуется с требованием ФГОС ДО.

Спасибо за внимание!

Библиографический список

  1. Авдулова Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) / Т.П. Авдулова, Е.И. Изотова, Г.Н. Толкачева и др. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. -316 с.
  2. Вагина, Т. М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т. М. Вагина. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14).
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Русский язык. М., 1990 г
  4. Данелюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Мурзина И.Я. «Духовно- нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников в детских садах и школах с кадетским (казачьим) компонентом» Екатеринбург: Урал гос. пед. ун-т., 2016. -144 с.
  6. Огоновская И.С. «Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы» Екатеринбург: ООО «Школьный формат», 2016. -176 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. -32 с.
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29. 12. 2012 г.
  9. Федеральный закон о днях воинской славы (победных днях) России от 10 февраля 1995 г. с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2014 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (370) выйдет
8 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год