Литературно-музыкальная гостиная «По страницам военных лет» к 80-летию Великой Победы для детей 6-7 лет |
День Победы - 9 Мая | |
Автор: Янова Надежда Николаевна | |
03.06.2025 16:46 | |
Цель занятия: создать условия для нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами музыки. Задачи: образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Методы и приемы: Наглядно-слуховой, словесный, метод практической деятельности Демонстрационный материал: ИКТ-презентация, проектор, экран, фонограммы песен, платочки, детские музыкальные инструменты, военная форма, муляж костра. Ведущий: Сегодня, накануне великого праздника к 80-летию Дня Победы, мы собрались вместе, чтобы почтить память тех, кто отстоял мир и свободу нашей страны. Мы вспоминаем бойцов, которые отважно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Путь к победе был долгим и трудным. Это были 1418 дней войны, каждый из которых был наполнен болью, горем и потерями, но и радостью малых и больших побед. Дети читают стихи: 1. Сигнал тревоги Фашистов черная орда 2. И мы врага отбросим так, (Агния Барто) На экране демонстрируется фрагмент фильма, посвящённый началу войны. Ведущий: Восемьдесят лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, но память о ней жива в сердцах людей. Эта война унесла миллионы жизней. События, которые происходили в нашей стране, остаются не только в памяти людей, но и на страницах книг, в стихах и музыке. В первые дни войны появилось множество новых песен, которые сразу же стали популярными. Они передавались из уст в уста, проникали через линию фронта и распространялись в глубоком тылу врага. Песни помогали солдатам на фронте, поднимали их боевой дух и напоминали о доме и близких. Они также помогали тем, кто оставался в тылу, работать на заводах и в поле. Музыкальные произведения, которые звучали в те далёкие грозные годы, и сегодня потрясают сердца людей. Для одних война стала далёким воспоминанием, а для других — историей. Но все они помнят и чтут память о тех, кто сражался за свободу и независимость нашей страны. Звучит 1 куплет песни «Священная война» Ведущий: Ребята, расскажите о характере музыки песни и чём поется? Ответы детей. Ведущий: В музыкальном произведении «Священная война» можно услышать чёткие маршевые ритмы, которые сочетаются с длинными мелодическими линиями. Музыку написал выдающийся советский композитор Александр Васильевич Александров. Слова к песне были написаны в первые дни войны поэтом Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом, который является автором многих популярных советских песен «Широка страна моя родная», Весёлый ветер», «Закаляйся» и др. 24 июня 1941 года стихотворение Лебедева-Кумача, которое впоследствии стало песней «Священная война», было опубликовано в газетах «Красная звезда» и «Известия». Песня, стала гимном Великой Отечественной войны и впервые исполнена на Белорусском вокзале, откуда уходили на фронт военные эшелоны. Музыкальное произведение «Священная война» не сразу привлекла внимание радио. Впервые она прозвучала в фильме «Мы ждём вас с победой», который вышел на экраны в сентябре 1941 года. 15 октября, когда война приближалась к Москве, «Священную войну» наконец-то включили в программу радиопередач. С этого дня и до начала ноября она звучала ежедневно в 6:40 утра. Ведущий: В период военных действий на передовой появилась потребность в проникновенной и трогательной песне. Солдаты, которые защищали свою родину, не могли не думать о своих близких, оставшихся в тылу. Они вспоминали о родителях, детях и любимых людях. Песня «Синий платочек» была записана на грампластинки во время войны, что сделало ее популярной. Исполнителем песни была Клавдия Шульженко. Имя Клавдии Шульженко было известно всем, кто прошёл войну. Она была одной из тех, кто начал выступать перед солдатами с самого начала боевых действий. Клавдия Ивановна добровольно ездила на гастроли в течение четырёх лет. Только во время 900-дневной блокады Ленинграда Клавдия и её ансамбль дали более ста концертов, как в самом городе, так и на передовой. Трудно представить, что 12 июля 1942 года она даже смогла выступить на сцене Ленинградского Дома Красной Армии. После этого выступления ей вручили медаль «За оборону Ленинграда». Дети под фонограмму песни исполняют танцевальную композицию. Танец «Синий платочек» Звучит фонограмма 1 куплета песни «Прощание Славянки» Василия Ивановича Агапкина. Дети в военной форме заходят в музыкальный зал. Сценка «На привале» Командир: Отделение, стой! Разойдись! 30 минут на отдых. Звучит фонограмма — пение птиц. Солдаты рассаживаются, а в это время… Солдат 1: Товарищ командир, можно у вас карандашик попросить? Вот хочу домой письмо написать, а мой закончился. Командир: Конечно! Держи, солдат! Солдат 1: Спасибо, товарищ командир! (Идет к своим товарищам, садится, «пишет письмо» на спине другого солдата 5.) Солдат 2: Мама! Тебе эти строки пишу я, За жизнь, за тебя, за родные края Медсестра: (пишет письмо на пеньке) Здравствуй, дорогая мамочка! Солдат 3: (пишет письмо на коленке) Как, Вы, там? Мало пишите о себе. А у нас тут бои не прекращаются. Медсестра: Ты, мамочка, спрашиваешь, страшно ли нам? Страшно, ещё как страшно. Сегодня одним снарядом сразу пять мальчишек положило, совсем юные были. А ведь где-то их ждут, надеются. Солдат 3: Немец так и прёт, наступает, но мы не сдаёмся. Нельзя нам назад. Вы, не бойтесь за нас, слёз не лейте. Пока ждёте нас и верите в нас — будем стоять. (сворачивает письмо, кладет голову на свое колено) Медсестра: Вы бы фотокарточку прислали, чтобы смотреть на Вас изредка. (сворачивает письмо, мечтает…) Командир, встает, достает письмо из пилотки и садится с развернутым письмом спиной к спине с солдатом 4 (сидит спиной к зрителю), читает… Выходят девочка и мальчик (сидели в зрит. зале), читают строки письма… Командир в это время «переживает» строки письма) Девочка: Ох, папа! Папочка милый! Мальчик: Приезжай, наш любимый и добрый! Девочка: Помнишь, сделал ему погремушку? Девочка: А у дома нашего танки, Девочка: Помню, как мы с тобою играли, Мальчик: Ну, теперь, до свидания, папа! Девочка: Я целую тебя, твоя лапа! (показывает ладонь, в это время свою ладонь к письму кладет Командир, прижимает письмо к сердцу и прячет слезы за рукавом.) Солдат 4: (поворачивается, похлопывая по плечу командира) Не к лицу бойцу кручина, места горю не давай. Если даже есть причина, никогда не унывай. (встает) Никогда не унывай! По Берлину побегут. Ведущий: Ребята, как вы думаете, могли бы в условиях военных действий военнослужащие, обладая высокой степенью профессиональной подготовки и эмоциональной устойчивости, находить возможность для занятий музыкой? Ответы детей. Ведущий: Во время отдыха многие бойцы выступали на фронтах перед своими товарищами. В период Великой Отечественной войны руководство Красной Армии издало приказ, в котором говорилось: «В каждой роте должны быть запевалы и гармонь». Это показывает, насколько высоко командование ценило этот музыкальный инструмент. Под гармонь исполнялись частушки, плясовые наигрыши, страдания, любимые народные песни. Играли и на других музыкальных инструментах, таких как скрипка, труба, гитара, аккордеон и др. Ведущий: Предлагают поиграть на детских музыкальных инструментах под известную песню «Смуглянка» сл. Я.З. Шведова муз. А.Г. Новикова, которая стала одной из любимых музыкальных произведений наших солдат. Дети исполняют музыкальную композицию «Смуглянка». Музыкальный оркестр Ведущий: С глубоким чувством скорби мы обращаемся к памяти тех, кто, выполняя свой воинский долг, не вернулся с поля сражения. Их подвиг, наполненный высочайшим уровнем самопожертвования и преданности идеалам, является ярким примером гражданского мужества. Мы должны сохранять память о них, чтобы будущие поколения могли по достоинству оценить их подвиг и понять его важность. Дети читают стихи: 1. Спасибо Всем, кто жизнь отдал, 2. Спасибо Вам, В нашем сердце, Героев не забудем, Никогда! (Д. Рыбаков) Ведущий: Прошу всех встать и почтить всех, кого нет с нами минутой молчания. Звучит фонограмма метронома. Ведущий: Годы Великой Отечественной войны уходят в прошлое, но подвиг тех, кто встал на защиту Родины, навсегда останется в сердцах народа. Именно они, не жалея жизни, приближали долгожданный День Победы. Дети читают стихи 1. Что такое День Победы? 2. Что такое День Победы? 3. Что такое День Победы? 4. Это фрукты и конфеты, (А. Усачёв) Дети исполняют песню «Всех поздравляем с днем Победы» Е. Обуховой Список информационных источников:
|