Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Конспект открытого тематического музыкального занятия «Русская гармошка на дорогах войны» в подготовительной группе
День Победы - 9 Мая
Автор: Калитина Наталья Григорьевна   
12.09.2025 20:45

Конспект открытого тематического музыкального занятия «Русская гармошка на дорогах войны» в подготовительной группеКонспект открытого тематического музыкального занятия «Русская гармошка на дорогах войны» в подготовительной группе

Цель: дать детям представление о значении русского музыкального инструмента – гармошки в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять представления у детей о музыкальном инструменте – гармошка в годы Великой отечественной войны.
  2. Учить соотносить новые музыкальные впечатления с характером и настроением русского солдата в годы Великой Отечественной войны.

Развивающие:

  1. Развивать умение рассуждать о музыке относительно характера музыкального образа, закреплять навыки развернутого суждения, глубокого видения ситуации.
  2. Расширять знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.
  3. Развивать у детей выразительность речи, памяти, артистические способностей.

 

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию у детей патриотизма, чувства любви и гордости к Родине, чувство уважения и благодарности за народ, победивший врага;
  2. Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа;
  3. Формировать уважительное отношение к ветеранам и к старшему поколению.

Интеграция образовательных областей.

ОО «Познавательное развитие» продолжать учить выполнять действия в соответствии с задачей и проблемной ситуацией; создавать условия для ознакомления детей с музыкальным инструментом; продолжать развивать воображение, восприятие, внимание, память; обогащать представление о людях, их нравственных качествах в годы Великой Отечественной войны; обогащать представления о родной стране, формировать начало гражданственности;

ОО «Речевое развитие» продолжать формировать умение с помощью музыкального руководителя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния людей в годы войны; развивать умение развернуто сообщать о своих впечатлениях, желаниях, чувствах; использовать в речи названия музыкальных инструментов, называть их некоторые качества и свойства; развивать умение анализировать содержание и форму музыкального произведения; воспитывать интерес к музыкальным произведениям, желание их слушать

ОО «Физическое развитие» продолжать развивать у детей потребность в двигательной активности, содействовать развитию координации, гибкости; развивать у детей умения согласовывать свои действия с движениями; формировать желание добиваться выразительности выполнения действий;

ОО «Социально-коммуникативное развитие» развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность; обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми; продолжать воспитывать любовь к родной стране; учить понимать созвучность эмоциональных переживаний человека с музыкой; формировать представления детей о нравственных качествах человека, их проявлении в поступках и взаимоотношениях; учить оценивать поступки других людей с позиции норм и правил.

Методические приемы: организационный момент, звуковое сопровождение: голос Левитана «О начале войны», стихотворный материал обучающихся, песня «Священная война», вопросно-ответная беседа, музыкальное исполнение песни; танцевальные постановки.

Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется групповая форма организации деятельности детей и фронтальная форма, что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению. Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, аудиоплеер, презентация «Русская гармошка на дорогах войны», записи песен периода Великой Отечественной войны, минусовки военных песен.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход мероприятия:

Музыкальный руководитель: — Здравствуйте, дорогие ребята! 9 мая 2020 года в 75 раз прозвучит салют Победы. Путь к Победе был долгим и рудным. Мирная жизнь прервалась 22 июня 1941 года, Германия начала войну против Советского Союза. О начале войны было объявлено по радио.

(звучит голос Левитана «О начале войны»)

- Так началась Великая Отечественная война.

- Что вы знаете о войне?

(дети читают стихи)

1. Ребенок:

Летней ночью на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал такой приказ –
И послал солдат немецких
Против русских, против нас.

2. Ребенок:

Вставай, народ! Услышав клич Земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
Отважно шли солдаты в бой,
За каждый город и за нас с тобой!

Хотели отомстить скорей,
За стариков, за женщин, за детей.

(Звучит песня «Священная война», муз. А.В. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача)

Музыкальный руководитель: — Действительно война – страшное время. Нет ни одной семьи в нашей стране, которую не затронуло бы это событие. За словом «война» стоят страх, слезы, боль, смерть. Но есть то, что придавало надежду, помогало идти бойцам вперед.

- Как вы думаете, что помогало бойцам на войне?

(ответы детей).

Музыкальный руководитель: Песни играли во время войны огромную роль. А какая же песня, без гармошки? Гармошка звучала почти в каждом отряде — и на привале, и на передовой, музыка помогала солдатам поддерживать боевой дух в ожесточенной схватке с врагом.

Ребенок:

Гармонь – любимая подруга,
Нам верной спутницей была.
Она не только развлекала
И в даль тревожную звала,

Гармошка выжить помогала
Средь равнодушия и зла.

Дети исполняют песню «В землянке» (сл. А. Суркова, муз. К. Листова).

Музыкальный руководитель: Для поддержания патриотизма на фронте, уже летом 1941 года выпустили приказ о регулярной поставке на линию фронта гармоней. За первые несколько месяцев на войну отправили 12000 гармоней. Крупные фабрики, занимавшиеся выпуском музыкального инструмента, увеличили темпы производства и гармони поставлялись на фронт наряду с оружием и продовольствием.

Музыкальный руководитель: Гармонь сыграла большую роль в поднятии духа солдат, поддержании правильного настроя и боевого духа. Все тяготы военной жизни преодолевались гораздо легче, если на привале играла гармошка.

Исполнительница русских народных песен Лидия Русланова в составе концертных бригад давала на фронте концерты. Под гармошку! Чаще всего солдаты заказывали песню «Валенки» Для исполнения этой песни она использовала двух гармонистов. И не секрет, что иногда использовалась «русская психологическая атака» — полк шагал под звуки гармошки. Немцам было страшно и дико, они не выдерживали музыкального натиска.

(Звучит запись песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой)

Музыкальный руководитель: Русская гармошка упоминалась в песнях, стихах, и, конечно, частушках. Давайте послушаем с вами отрывок из поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин» — про бравого красноармейца, с честью встречавшего суровые испытания и не забывающего радоваться жизни и ободрять боевых товарищей, несмотря ни на что.

(отрывок из поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин»)

Ребенок:

… Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно – гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз…

… И от той гармошки старой
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.

(Дети исполняют «Военные частушки»)

1. Заиграй гармошка пляску
Зададим фашистам встряску
Зарекутся навсегда
Лезть на наши города!

2. За свою страну родную
Грудью встанем, как один.
Будь уверена, подруженька,
Фашистов победим!

3. Задушевная подруга
В Красну Армию пойдем,
Будем раны перевязывать
Под пулей и огнем!

4. Напишу письмо Светланке,
Пусть узнает весь колхоз:
Я подбил три вражьих танка
И фашистский бомбовоз.

5. Посадила я в саду
Черную смородину.
Воевать пойду с фашистом
За Советску Родину!

6. Немец шел в Россию прямо,
Из России — косяком.
Шел в Россию он обутый,
Из России — босиком.

Музыкальный руководитель: В канун пятидесятой годовщины Великой Победы и 150-летия гармони на площади Смоленска был установлен памятник поэту-фронтовику Александру Твардовскому. Василий Теркин вместе со своей гармонью улыбается с постамента. Этот памятник — символ памяти миллионов погибших солдат, партизан, в том числе и воинов-гармонистов.

Труден, но понятен и объясним путь музыкального русского инструмента – гармошки. Научившись в детстве играть, настоящий гармонист не расстаётся с гармошкой, до последнего часа.

Ребенок:

Не беда, что дорожка крутая,
Видно, этой идти нам дорожкой…
И навеки Россия святая
Породнилась с простою гармошкой!

Музыкальный руководитель: Я хочу рассказать вам военную истории, в которой гармонь сыграла большую роль.

Когда началась война, москвичу Мише Степнову было 13 лет. В семье он сразу остался за старшего: отец отправился воевать, а вскоре на него пришла похоронка. Мать, получив такое страшное известие, тяжело заболела, а Мишу она отправила искать своего дядю. Так и попал мальчишка в 637 полк и стал его сыном. Он помогал солдатам по хозяйству, а в свободные минуты играл для них на гармони. Смышлёного мальчишку полюбили и даже сшили ему свою специальную форму. Так, вместе с 637 полком, и добрался Миша Степнов до Берлина. А там, в День нашей Победы солдаты буквально всюду на ходу организовывали импровизированные концерты. Решил выступить на таком концерте и Мишка. Взял в руки гармонь — и полилась знаменитая «Катюша». К мальчишке подскочили бойцы, стали подпевать, хлопать.

И вдруг посреди этого ликования из толпы выскочил офицер.

- Сынок! — крикнул он. – Сынок, Миша!..

Да, это действительно был Мишин отец, которого считали погибшим! Не по лицу узнал он сына, а по залихватской игре. И где встретились-то: в Берлине, за тысячи километров от родного дома... А ведь, если бы не голос гармошки, отец мог бы просто стоять к сыну спиной — и встреча не состоялась бы... Русские гармошки помогали в бою, поднимали командный дух, дарили надежду на мирное время, напоминали о семьях, друзьях-товарищах, говорили о Родине, ради которой надо было выжить, которую надо было спасти.

Дети исполняют песню «Катюша» (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера).

Гармонь сыграла свою роль и в тылу, где также было немало трудностей и нелегкойработы. Народные песни, известные у русского народа ранее, изменялись в военное время, и на смену им приходили другие мотивы, зачастую рождавшиеся прямо на передовой. Были это и проникновенные песни, трогающие душу своей прямотой, трагизмом и душевностью. Военные песни звали в бой, скорбели о погибших, вселяли бодрость и напоминали о далеких любимых, дорогих, путь к которым идет через войну.

Девочки исполняют танец «Синий платочек» (сл. Галицкого Я., Е. Петерсбурского)

Музыкальный руководитель: И пришел день… День Победы! Сколько сердец дрогнет от одного только упоминания. В 1945 году гармонь взахлеб радовалась в этот день у поверженного рейхстага.

Стихи Людмилы Уваровой «Солдатская гармонь»

Удивительно то, что на всех парадах 9 мая в Москве и других российских городах обязательно есть боец-запевала с гармошкой. К нему подтягиваются убеленные сединами ветераны, с любопытством его обступают молодые девчонки и мальчишки.

Дети исполняют танец «Гармошка фронтовая» муз. А. Косинского на сл. О. Куланина

Ребенок: Победа! Победа! –
Проносится весть по стране!
Конец испытаньям и бедам,
Конец этой страшной войне!

Ребенок: Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем всех с великим днём,
С днём нашей славы!

Все дети: С Днём Победы!

Звучит песня «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова

(дети перестраиваются в колонну и выходят из музыкального зала).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 34 (396) выйдет
14 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год