Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО
Адаптация
Автор: Дешкович Татьяна Владимировна   
25.03.2020 23:33

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДООАДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО

Дешкович Т.В. Магистрант Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета г. Москва, РФ

Аннотация

Данная статья посвящена обзору особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в ДОО. Для успешной адаптации детей к условиям группы кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации необходимо знать особенности и условия данного процесса.

Цель исследования: изучить особенности адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации.

Метод исследования: моделирование процесса педагогического сопровождения успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ГКП в дошкольной образовательной организации.

 

Вывод: Полученные результаты доказывают эффективность разработанной нами программы «Здравствуй, малыш», направленной на адаптацию детей раннего возраста к группе кратковременного пребывания в ДОО.

Ключевые слова

Адаптация, группа кратковременного пребывания, дети раннего возраста, модель адаптации, программа адаптации, педагогическое сопровождение, педагогический эксперимент.

Процесс адаптации к детскому саду в раннем возрасте является сложным явлением, во время которого поведение ребенка может резко измениться. Адаптационный период может длиться от 2 недель до 3-4 месяцев. На продолжительность периода адаптации может влиять ряд факторов: особенности нервной системы ребенка; возраст ребенка; наличие или отсутствие тренировки нервной системы; статус здоровья; контраст между домашней обстановкой и ситуацией в дошкольной организацией, а так же в разнице в методов воспитания.

Группа краткосрочного пребывания – это специальная группа для детей от 1,5 до 3 лет, которая работает три-четыре часа в день. Адаптация в группе краткосрочного пребывания очень проста. Родителям разрешается входить в группу, некоторое время оставаться с детьми, постепенно уходить и оставлять их с учителем. Первые дни короткого пребывания длятся всего полчаса. Ребенок учится обходиться без мамы, становится более самостоятельным. Даже если ребенок не привык к режиму до начала посещения ДОО, со временем он привыкнет к распорядку дня.

Одну из главных ролей в оптимизации процесса адаптации играют педагоги и психологи детского сада.

В оптимизации процесса адаптации одна из главных ролей принадлежит педагогам и психологам детского сада.

Исследование проводилось на базе МАДОУ №4 в двух группах кратковременного пребывания. В исследовании приняли участие 30 детей третьего года жизни 2-х групп кратковременного пребывания.

Гипотеза исследования: успешной адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации будут способствовать разработка модели и программы педагогического сопровождения на основе поэтапного прохождения ребенком раннего возраста адаптационного периода в условиях ситуации взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями).

По результатам констатирующего исследования уровня адаптации детей раннего возраста к группе кратковременного пребывания в ДОО выявлено, что большинство детей (60%) условно готовы к поступлению в детский сад и имеют средний уровень адаптации.

Для успешной адаптации детей, нами разработана программа педагогического сопровождения.

Основой практической работы является взаимодействие психолога, педагога, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, что создает основу для успешной адаптации детей младшего возраста.

Рабочая программа для сопровождения периода адаптации детей к детскому саду включает в себя комплексную деятельность педагога-психолога по каждому из направлений работы (диагностика, консультирование, обучение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, воспитатели).

Цель программы: создание благоприятного образовательного пространства для успешной адаптации детей младшего возраста к условиям группы краткосрочного пребывания в детских садах. Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребенка.

Задачи разработанной программы:

  1. Способствовать скорейшему психологически комфортному привыканию дошкольника к новой среде;
  2. Создать соответствующие условия для осуществления эмоциональной игровой деятельности;
  3. Способствовать возникновению у детей игровой мотивации и положительных эмоциональных реакций;
  4. Оказывать консультативно-воспитательную поддержку семьям детей по вопросам адаптации детей к условиям детского сада и их вовлеченности в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Чтобы сделать процесс привыкания к детскому саду более успешным, мы используем разные направления работы с детьми:

  1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
  2. Формирование у ребенка чувства уверенности (когнитивного осознания).
  3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе нравственным (формирование общественного сознания).
  4. Защита и укрепление здоровья детей.

Также, чтобы облегчить адаптацию, команда нашей группы в первые дни рекомендует родителям сократить время пребывания в детском саду с постепенным увеличением на 1-2 часа в день, в зависимости от поведения ребенка.

Программа рассчитана на полный день, со всеми детьми.

Программа проводится с сентября по декабрь.

Перспективный план работы на адаптационный период представлен в таблице 1.

Таблица 1

Перспективный план работы на адаптационный период

Период Содержание работы

Сентябрь

  • Заключение договора с родителями
  • Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями.
  • Родительское собрание.
  • Заполнение индивидуальной карты адаптации.
  • Консультация «Здравствуй, детский сад»
  • Консультации «Первые дни пребывания в детском саду»

Октябрь

  • Рекомендация «Растим малыша здоровым и крепким»
  • Консультация «Детская истерия»
  • Кукольный спектакль «Колобок»
  • Занятие «Мячик»
  • Игровая деятельность; «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик», пальчиковые игры.

Ноябрь Консультация «Все о детском питании»

  • Занятие «Здравствуй, солнышко»
  • Занятие «Мыльные пузыри»
  • Игра «Где мишка?»

Декабрь

  • Консультации «Упрямство и капризы. Кризис 3 лет»
  • Игровая деятельность «Солнышко».
  • Занятие «Зайка»
  • Новогодний праздник «Мы идем в гости к Деду Морозу!»
  • Мониторинг

После проведения специальной программы, направленной на адаптацию детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в ДОО количество детей, готовых к поступлению в ДОО, выросло на 30% (с 20% до 50%). Количество детей, условно готовых к поступлению в ДОО, снизилось на 13% (с 60% до 47%). Количество детей, не готовых к поступлению в ДОО, также снизилось – на 17% (с 20% до 3%). Количество детей, обладающих высоким уровнем адаптации к условиям ДОО, выросло на 27% (с 20% до 47%). Количество детей, обладающих средним уровнем адаптации к условиям ДОО, снизилось на 15% (с 60% до 50%). Количество детей, обладающих низким уровнем адаптации к условиям ДОО, также снизилось – на 17% (с 20% до 3%).

Методы математической статистики, использованные нами для обработки полученных результатов, полностью подтверждают эффективность разработанной и проведенной нами программы «Здравствуй, малыш», направленной на адаптацию детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в ДОО с использованием игровых технологий. Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтверждается.

В дальнейшем стоит продолжить изучениие заданной темы, относительно гендерных различий успешной адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в ДОО.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы / Е.И. Аверина. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 312 с.
  2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. / Авт. — сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2016. – 314 с.
  3. Арнаутова, Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. – 2015. – №3. – С. 31-35.
  4. Бахаровская М.Н. Адаптационная группа кратковременного пребывания: образовательная программа / Авт. сост. М.Н. Бахаровская. – Волгоград: Учитель, 2013. – 80 с.
  5. Гранюкова, Л. А., Крылова В. В. Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания в ДО / Л.А. Гранюкова // Молодой ученый. – 2016. – №9. 3. – С. 8-10.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 44 (360) выйдет
3 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год