Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
Адаптация
Автор: Валова Ольга Владимировна Натейкина Марина Александровна   
25.10.2021 16:30

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУАДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ

  • Валова Ольга Владимировна
  • Натейкина Марина Александровна

Воспитатель 1 квалификационная категория МБДОУ «Детский сад «Калинка» Усть-Абаканского района

Проблема адаптации детей при переходе из семьи в детское дошкольное учреждение – это одна из проблем, которая решается в детском дошкольном учреждении в раннем возрасте.

Как правило, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительные пребывания в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Привыкание детей к новым условиям приводит к таким негативным последствиям, как частые простудные заболевания, тяжелые прощания с родителями, слезы, капризы, агрессия, страхи т. п. Это связано с тем, что жизнь ребенка в семье проходит в иной пространственно-временной реальности, нежели в детском саду. Кроме того, организм малыша характеризуется функциональной незрелостью, приспособляемость к изменяющимся условиям среды несовершенна, а выносливость нервной системы слаба.

 

Самая распространенная причина слабой адаптации ребёнка к детскому саду – это неспособность семьи выстроить адекватные детско-родительские отношения. В последнее время все больше семей имеют только одного ребенка, причем очень опекаемого. Ребенок привыкает к излишнему вниманию и поэтому ситуация посещения детского сада становится для него достаточно травматичной, так как для него нет запретов, он не понимает границ своих возможностей, не сопоставляет их с реальной жизнью, поэтому у него возникает дискомфорт, он становится агрессивным, эмоционально нестабильным. Другой проблемой современных молодых семей является низкий педагогический потенциал – у детей приходящих в детский сад плохо сформированы коммуникативные навыки, дети не могут играть самостоятельно и в паре со сверстником, так как отсутствует опыт общения с детьми.

Причиной дезадаптации ребенка также может явиться ситуация, когда сами родители не могут адаптироваться к миру детского дошкольного учреждения, не идут на контакт с воспитателями, не участвуют в жизни группы и детского сада и т.д.

Очень сильно влияет на психологическое состояние ребенка отношение родителей друг с другом, разногласия, конфликты, отрицательные эмоции, недовольство друг другом, часто заканчиваются ссорой на повышенных тонах – ребенок не знает как вести себя в этой ситуации, чаще всего замыкается в себе, испытывает страх, тревогу и винит себя в том, что родители ссорятся.

С целью помощи детям раннего возраста в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка (эмоциональной, волевой, познавательной), я рекомендую проводить специальные занятия, направленные на преодоление стрессовых ситуаций у детей.

Задачи, решаемые в ходе проведения данных занятий:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Базовым средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, маршы, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Каждое занятие начинается с ритуала-приветствия. Продолжается играми, направленными на формирование эмоционального контакта с новым взрослым, и играми и упражнениями, направленными на стимуляцию общения, организацию взаимодействия со сверстниками, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками, выполняют другие задания в соответствии с ритмом.

Данные упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. Также эффективны техники с использованием кукол и других игрушек. Используя элементы направленной фантазии или визуализации, организуются игры (Гуляем в парке, бегаем по лужайке, … играем с водой, брызгаемся, …лежим на песке – загораем). В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Эффективны также игры, направленные на социальное развитие, формирование своего «Я».

Заканчиваются занятия спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. Проведение игр и упражнений, предусматривает учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие желательно объединять сказочно-игровым сюжетом.

Библиографический список

  1. Алямовская, В.Г. Ясли – это серьезно [Текст] / В.Г. Алямовская. – М.: Линка-пресс, 2000. — 139 с.
  2. Галаков, А.С. Игры, которые лечат [Текст] / А.С. Галаков. – М., 2009. – 96 с.
  3. Григорьева, Г.Г., Кочетова, Н.П. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2001. — 253 с.
  4. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 2-4 лет [Текст] / С.Н. Теплюк. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 210 с.

Информация о себе: телефон 89617404044, e-mail olga-abakan2018@mail. ru

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 49 (220) выйдет
8 декабря 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 48 (219) за 2021 год
Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год