Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нетрадиционные методы и приемы, способствующие адаптации в ДОУ детей раннего возраста (из личного опыта).
Адаптация
Автор: Быкова Наталья Владимировна Рыжова Светлана Валериевна   
18.04.2024 16:03

Нетрадиционные методы и приемы, способствующие адаптации в ДОУ детей раннего возраста (из личного опыта).Нетрадиционные методы и приемы, способствующие адаптации в ДОУ детей раннего возраста (из личного опыта).

  • Быкова Наталья Владимировна
  • Рыжова Светлана Валериевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18» (МБДОУ №18), г. Ленинск-Кузнецкий

Воспитатель

Адаптация является активным процессом, неизбежно приводящим к позитивным или негативным результатам (стресс). Выделяется два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональность, удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко, просто и точно выполнять требования среды).

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня; отсутствие родителей; новые требования к поведению; постоянный контакт со сверстниками; новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного; другой стиль жизни.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни.

 

Для успешной адаптации детей раннего возраста в своей работе мы применяемнетрадиционные методы и приемы. Эти методы и приемы способствуют уменьшению невротических проявлений у детей: снижают повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой. В процессе задействованы руки детей, это влияет на сенсорное, речевое развитие, что составляет фундамент умственного развития: рука «познает», а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления.

В своей работе мы используем следующие нетрадиционные методы и приемы: телесная терапия, аква – терапия, ИЗО – терапия, песочная терапия, игры – антистресс.

Телесная терапия. Прикосновения к телу — для малышей это основной способ получить удовольствие. Ребенок чувствует ласковые прикосновения взрослого, ощущает тепло и нежность рук воспитателя, и для него это самый главный показатель доброты. В период адаптации необходимы элементы телесной терапии: объятия, поглаживания, игры на коленках.

Телесная терапия помогает: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком; формировать установку на положительное отношение к себе; снять тревожность, возбудимость, плаксивость, агрессивность; улучшить эмоциональный фон ребенка, настроить его на контакт со взрослыми и сверстниками.

Самый простой и не требующий специальных знаний прием — это крепко обнять и прижать к себе малыша. Этот телесный контакт является успокаивающим, поддерживающим малыша, его мышцы расслабляются, и напряжение спадает. Любые ласковые прикосновения, поглаживания по головке, легкий массаж пальчиков, ручек, ножек, животика, спинки — все это варианты использования телесной терапии.

Если ребенок уже привык к воспитателю, но все еще боится играть, есть один очень хороший прием — воспитатель садится на ковер, а ребенка садит между ног, обняв его. Малыш почувствует себя защищенным и сам будет тянуться к новым игрушкам. Такой контакт «тело к телу» очень нужен крохе, впервые поступившему в ДОУ. Дети успокаиваются, чувствуя рядом сильного взрослого, который их как бы «укрывает» собой от незнакомой обстановки.

Когда малыш будет готов к общению со сверстниками, мы вводим упражнения, в которых присутствует телесный контакт с другими детьми. «Обнимашки» — это очень простое, но действенное упражнение. Дети стоят в кругу и начинают обнимать соседа слева, справа, и воспитателя. Очень часто первые «обнимашки» у малышей зажатые. Но впоследствии ребенок расслабляется. А это и есть главная цель упражнения.

Аква – терапия. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Особенно это важно для самых маленьких детей в период адаптации.

Вода благотворнейшим образом влияет на детский организм и в частности на его психику: завораживает малышей, помогает увлечь и успокоить. Она принимает на себя целый поток отрицательной энергии, тем самым создаёт благоприятный фон: стабилизирует эмоциональное состояние; снимает психоэмоциональное и физическое напряжение; развивает тактильную чувствительность, непроизвольное внимание, любознательность, усидчивость; развивает координацию движений, мелкую моторику.

Игры с водой мы проводим в утреннее или вечернее время. В основном, они проводятся индивидуально или подгруппами (3-4 человека). В играх используются всевозможные предметы: которые тонут или наоборот не тонут; гладкие, колючие, легкие, тяжелые, крупные, мелкие. В нашей картотеке игры на любой вкус: «Плавает или тонет», «Дождик», «Теплая — холодная», «Собери большие и маленькие камешки», «Ловим рыбу», «Веселые пузыри» и т.п.

На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используются следующие варианты игр: игры в объемном пространстве (ванночка, таз); игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.); игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).

ИЗО — терапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, таким как: рисование ладошками; рисование пальчиками; печать поролоном и т.п.; рисование ватными палочками; рисование манкой.

ИЗО — терапия оказывает на ребенка не просто развивающий эффект, но и положительное психологическое воздействие: обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей; отвлекает от переживаний, знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля; укрепляет самооценку и уверенность в себе; помогает преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, помогает снять эмоциональное напряжение и дать выход творческой энергии, что имеет огромное значение для социальной адаптации.

Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка. Так как, соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребенок избавляется от психических напряжений, стрессов, общение с прекрасным дает ему возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с самим собой, следовательно, намного легче и безболезненнее адаптироваться к новым условиям детского сада.

Терапия ИЗО деятельностью предполагает развитие интереса к пальчиковым краскам и обучение рисованию ладонью и пальцами. Пальчиковые краски привлекают малышей яркостью и красочностью; кроме того, в раннем возрасте дети лучше чувствуют и познают предметы (краски — это тоже предметы) руками. Занятия проводятся с двумя-тремя детьми при этом дети могут работать как правой, так и левой рукой. В ходе занятий они воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), которые обязательно необходимо поощрять словами одобрения. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги.

Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики, собираем пальчики в пучок).

Также в своей работе мы используемрисование манкой — манкографию. Манная крупа приятна на ощупь. Как любой вид творчества, рисование манной крупой здорово развивает воображение, воспитывает усидчивость, старательность, самостоятельность. В процессе творческой работы ребенок получает море позитивных эмоций, избавляется от зажатости и нервного напряжения, обретает уверенность в художественных способностях. Несколько незатейливых движений по манке — и могут получиться замечательные «манные» художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. Рисование манкой даёт отличный результат релаксации.

Сначала ребенку предоставляется возможность поиграть с манкой, пощупать ее, пересыпать с одной ладошки в другую. Так он познакомится с консистенцией крупы, ее сыпучестью. Далее ребенку предлагается, например, скользить ладонями по поверхности манки, выполняя различные волнообразные движения: упражнение «Плывут кораблики»; оставить отпечатки кулачков: упражнение «Идут медвежата»; отпечатки пальчиков: упражнение «Прыгают зайчики». Благодаря этому, появится понимание, что так можно создавать самые разные контурные рисунки.

Можно предложить ребенку «шагать» по манке пальчиками правой и левой рукой поочерёдно, а затем одновременно. Очень хорошая тренировка для обоих полушарий головного мозга — рисование одновременно обеими руками. Также можно использовать пластиковые бутылочки, когда манка высыпается из дырочки, проделанной в крышке или массажные мячики, с целью отпечатывания шипов.

А для совершенствования речевого дыхания можно создавать на поверхности манки узоры путем выдувания воздуха через соломинку. Даже застенчивые детки раскрепощаются и с удовольствием проявляют себя в творчестве.

Песочная терапия. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. И это естественно, ведь дети 1,5 — 3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей.

В своей работе мы используемкинетический песок — это намного интереснее, чем играть с обычным песком, глиной или пластилином. Работа с ним обладает целым рядом положительных моментов: простота, эстетичность, пластичность, безопасность и экологичность. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а, следовательно, способствуют успешной адаптации к условиям ДОУ.

Использование техники работы с кинетическим песком в работе с детьми раннего возраста в период адаптации позволяет: оптимизировать эмоциональный фон, справиться с травматическими переживаниями, гармонизировать психоэмоциональное состояние; развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение); развивать творческий потенциал; сформировать коммуникативные навыки; развивать тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику, снять мышечную напряженность — чтоспособствует успешной адаптации;

Мыпроводим такие игры-упражнения с песком как: отпечатки наших рук (на ровной поверхности песка ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной); отпечатки кулачков (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик); скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползает змея); то же, поставив ладонь ребром; «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя одновременно); «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие «вверх-вниз» — движется кисть); оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами; «Песочный дождик»; «Песочные прятки» и т. д.Для игр в песочнице мы предлагаем ребенку использовать различные миниатюрные игрушки, не более 8 см.

Игры –антистресс. Основная задача игр — антистресс в период адаптации – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Игры — антистрессвключают следующие виды игр: игры-забавы; подвижные (моторные) игры; сенсорные игры; релаксационные игры. Преимущества игр – антистресс: позволяют ребенку выражать печаль, гнев, обеспокоенность; переключают ребенка из эмоционального мира в мир реальности; помогают познать окружающий мир, расширить представления ребенка о предметах и их свойствах; развивают искусство эмоционального общения; помогают управлять своими чувствами; дают возможность переживать массу эмоций.

Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в сад мы создали в группе частичку дома – фото уголок «Моя семья». Когда ребенку становится грустно он в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома.

Также, в своей работе мы используемсухой бассейн с гречкой, который выполняет следующие задачи: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности; проигрывание проблемных для ребенка (скрытых от взрослого) ситуаций. совместное проведение времени, установление дружеских, доверительных отношений в системе ребенок — взрослый, ребенок — сверстник; массаж рук; снижение уровня тревоги; развитие воображения (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы); развитие речи (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом); развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления.

Крупа является природным и сыпучим материалом, который слабо поддается контролю и предполагает непосредственную работу руками, легко поддается трансформации, создает мягкий массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию. Сыпучий материал оказывают успокоительный эффект, дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов. Ребенок не сразу, но начинает проигрывать проблемные для него ситуации — показать то, что его волнует – взрослый должен очень внимательно наблюдать за игровыми действиями и репликами, чтобы не пропустить этот момент, поддержать его. Очень важно не торопить малыша, не давить на него в этот момент, не “выпытывать” – он сам вам все расскажет и покажет, когда придет время и он будет к этому готов;

Опуская в гречку свои ручки, ребенок пальчиками перетирает крупинки, зажимает поочередно в кулачки — это отличный массаж пальчиков. Игры с крупой стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики малыша станут более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям.

Более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Можно незаметно закапать 2-3 игрушки, а потом «найти» их; пересыпать крупу в различные емкости: из большой миски – в маленькую и т.п.

В процессе игры малыш обретает внутреннюю свободу и уверенность в своих силах; может выразить самые глубокие эмоциональные переживания, освободится от страхов, что дает ребенку возможность быть самим собой.

Разрывание бумаги. Предлагаемый прием доставляет детям много положительных эмоций, дает выход энергии, раскрепощает. Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, либо другую ненужную бумагу. Вначале нужно объяснить правила, что можно рвать только эту бумагу, и потом необходимо все за собой убрать.

Затем педагог начинает разрывать газеты и бумагу, показывая детям, как лучше это делать. Дети присоединяются, и все вместе бросают бумагу в центр комнаты. Когда куча становится большой, все энергично начинают подбрасывать бумагу в воздух, она разлетается по всему помещению, и дети приходят в неописуемый восторг. Данную технику можно использовать в рамках различных сюжетов: «Снегопад», «Листопад», «Праздничный салют» и др.

Снежные баталии. Всеми любимая зимняя забава помогает вдоволь повеселиться и получить заряд хорошего настроения. Ира в снежки способствует: снятие эмоционального и мышечного напряжения; преодоление застенчивости и негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность); создание положительного эмоционального климата в детском коллективе; развитие навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, переход от игры «рядом» к игре «вместе»; развитие координации, в том числе зрительно-моторной; преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ.

Для игры в группе можно комкать листы бумаги или фольги. Как только заметили, что ребенок начинает агрессивно себя вести, предложите ему «слепить» снежок из фольги, затем сделать большой сугроб и сломать его. Вооружившись «снежками» можно начать великое сражение — это выражение агрессии в социально-приемлемой форме. Уже через несколько минут от агрессии не останется и следа.

Таким образом, анализ работы с использованием нетрадиционных методов и приемов показал, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя — дети раннего возраста безболезненно привыкают к условиям ДОУ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год