Адаптация детей раннего возраста к детскому саду. |
Адаптация | |||
Автор: Фаритова Рамиля Салиховна | |||
23.09.2025 10:38 | |||
Рано или поздно многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детским садом. Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Родители в это время нервничают, переживают и мучаются угрызениями совести, а не слишком ли рано они это сделали, а для малыша — это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение — все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, беспокойного сна, общения с окружающими и от того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в адаптационный период, зависит многое в его поведении. Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.
Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции. Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании. С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. Адаптация ребенка проходит на двух уровнях: -на физическом уровне ребенку надо привыкнуть: к новому режиму, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы, необходимости самоограничения, невозможности уединения, новой пище, новым помещениям и т. д. - на психологическом уровне малышу необходимо привыкнуть: к отсутствию значимого взрослого (мамы, папы и т. д., необходимости самостоятельно справляться со своими проблемами, к большому количеству новых людей и необходимости взаимодействия с ними, необходимости отстаивать свое личное пространство. Период привыкания ребёнка к новым социальным условиям делится на три этапа:
Адаптация может быть легкой, средней, тяжелой и очень тяжелой: При легкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца. Может проявляться незначительное снижение аппетита, сон нормализуется в течение 20-30 дней. При среднем уровне адаптации нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 30-40 дней. Возможно однократное, как правило, респираторное заболевание, после чего адаптация ускоряется, показатели выравниваются и постепенно нормализуются. Тяжелый уровень адаптации характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев, но процесс в такой форме протекает только у 8—9 % детей. Очень тяжелая адаптация – около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – «несадовский» ребенок. Несколько рекомендаций для родителей в период адаптации ребёнка к детскому саду:
Не сравнивать с другими детьми. Не игнорировать страхи ребёнка. Не нарушать режим в выходные. Адаптация ребенка к детскому саду — это важный и сложный процесс, который требует внимания и поддержки со стороны взрослых. Все дети, которые посещают дошкольное учреждение, проходят адаптацию в той или иной форме. Одни сложно адаптируются, другие — относительно легко и быстро. Понимание таких особенностей поможет вам лучше подготовиться к этому периоду. Главное — быть терпеливыми, внимательными и поддерживать ребенка на этом значимом для него этапе.
|