Спокойная и естественная адаптация к детскому саду, как критерий полноценного становления личностного дошкольника |
Адаптация | |
Автор: Никитина Анна Валерьевна | |
04.08.2025 18:14 | |
Автор: педагог-психолог высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад №12» г. Ярославля Никитина Анна Валерьевна В летний период, и в начале осени, в детских садах проходит приемка дошкольников в ясельные группы, в группы раннего возраста. Это достаточно сложный комплекс состояний психоэмоционального напряжения, проживаемых семьей малыша (прим. –излишние и адекватные переживания, изменение стиля взаимоотношений, различные способы выражения чувств). Поэтому, на этом этапе, как ни на каком другом, специалист службы психолого-педагогического сопровождения является одним из самых важных звеньев сопровождения. Начиная с профилактических действий в виртуальном (прим. – электронные ресурсы дошкольного учреждения) и реальном пространстве, консультативной работы, завершая подготовкойиндивидуальных планов сопровождения трудных случаев привыкания у детей.
Так, с поступлением в дошкольное учреждение у семей имеющих детей в возрасте от 1.3 до 3.6 лет (прим. – возраст, в который параметры эмоционального интеллекта дошкольников сформированы достаточно слабо, критичность мышления также частичная) включающихся в условия прохождения острой фазы адаптации, активно начинается новый жизненный этап. В немосновными участниками адаптационного процесса выступают именно дети, которые в сравнении с взрослыми, осознанно (прим. – если девочки достигли возраста личностного становления — 1.3 лет, мальчики – возраста 1.6 лет) или бессознательно (прим. – если ребенок не достиг возраста 1.3-1. 6 лет, соответственно) проживают первый серьезный стресс в собственной жизни, выраженный в сепарации от самых родных людей, его родителей (законных представителей) и эмоциональной перестройке на восприятие ранее незнакомой среды, принятия непривычного закрытого пространства группы. Данныеэтапы привыкания дети могут проживать как выраженно, бурно протестуя, плача, устраивая истерики, так и латентно, когда участникамобразовательного процесса (прим. — воспитатель, старшие воспитатели) может казаться, что ребенок спокоен, бодр, принимает все режимные моменты, «адаптирован» и его можно оставлять на тихий час в кратчайшие сроки, а через 1-2 дня (прим. – после нарушений в укладывании на тихий час, адаптация в острой фазе продолжается длительно, ребенок показывает сильное мышечное напряжение, не может адаптироваться в основной группе при переходе из яслей, не принимает режимные моменты в условиях данного сада, происходит откат в формировании навыков и психических функций, как следствие возникает задержка развития, др.), а может быть и через 10-12 лет и более (прим. – отсроченная реакция на стрессовое событие) показывает поведенческие и эмоциональные симптомы психологической травмы отвержения в социальных коммуникациях и в доверии действиям окружающих, в клаустрафобии, в возникновении навязчивых действий на фоне обсессивно-компульсивного расстройства, в приобретенной аутизации, задержке в речевом развитии и других психических функциях или же в приобретении необоснованных страхов/тревог, а также, различные психические отклонения на фоне высокоактивного мозга, др. Причиной этому часто являются нарушенные сроки адаптации в детском саду без учета индивидуальных психоэмоциональных особенностей в раннем возрасте, которые взрослые не заметили ввиду того, что ребенок латентно выражал собственное состояние напряжения и неготовности к переходу на следующий этап адаптационного процесса. В настоящее время случаи латентного выражения эмоций среди дошкольников, в особенности, раннего возраста, ввиду психофизиологии и иных критериев, указанных ниже, встречаются чаще, чем несколько лет и десятилетий назад. Указанные следствия психологических нарушений в адаптационном процессе имеют место быть ввиду изменившихся условий жизни семей и порядка рождения ребенка согласно параметрам, выделенным школой гуманистической психологии А. Адлера. Темпы жизнедеятельности семейи стиль воспитания их родителями, также активно влияют на адаптацию воспитанников. Поступающие в дошкольное учреждение дети часто не отучены от предметов младенчества начиная сложный социальный этап (прим. – отучение от памперса до 2.6 лет, от коляски – до 2 лет, от пустышки до 1.3 года), требующий соответствующего развития мозговых процессов, цифровизация быта с влиянием гаджетов, снижающая принятие инструкции взрослого, факторынаследственности, индивидуальные психосоциальные, физиологические параметры (неврологический статус, особенности рождения, другое). Поэтому, от того, как ребенок начнет свой путь вхождения в среду человеческих отношений и первой серьезной сепарации от семьи, пройдет этот этап, насколько будут созданы условия для проживания, а не заглушения его чувств, эмоций, переживаний, настолько полно, качественно и естественно, без излишних травматизации он сможет социализироваться, обучаться, вести активную жизнь в перспективе. В связи с перечисленным выше, в статье предлагается схема адаптации, апробированная в детском саду г. Ярославля и показавшая успехи в личностном развитии тех детей, которые по ней адаптировались в сравнении с теми детьми, чья схема адаптации была ускорена без учета естественным ритмов (прим. – 20% из числа детей группы раннего возраста). Данная разработка помогла снизить сознательное и бессознательное внутреннее напряжение у детей, грамотно адаптироваться семьям к принятию условий ранее непривычной для них среды пребывания ребенка. Таким образом, формат пребывания ребенка в группе детского сада (прим. – пребывание ребенка на прогулочном участке до поступления в группу не входит в его психологическую адаптацию, а лишь облегчает трудовую деятельность воспитателя, так как основные трудности сепарации начинаются при нахождении малыша вдали от семьи в закрытом пространстве группы). В первые 6 дней посещений (прим. — с пн до пн следующей недели) ребенок посещает учреждение всего на 2 часа и, несмотря на его внешнее спокойствие, срок не сокращается. Это позволяет развивать эмоциональную устойчивость, является терапевтическим эффектом в стрессовой ситуации, снижает переживания и, как следствие, подверженность вирусным инфекциям и пропускам учреждения по ним на фоне напряжения. Затем, в следующие 6 дней ребенок плавно переходит к посещению детского сада в течение 4ч., что создает у него уже крепкую привязанность с семьей (прим. – воспитанники старше 1.6-2 лет) и не нарушает естественных ритмов развития мозга и центральной нервной системы. Как правило, дети, которые прошли данные 2 этапа без пропусков, не нуждаются в их продлениии переходят (прим. – этап переход решается во взаимодействии с педагогом-психологом) к 3 этапу достаточно спокойно или же с небольшим эмоциональным сопротивлением в виде плача, который после первичного оставления на тихий час и засыпания, проходит и не приводит к возникновению дальнейшего риска психологических, физиологических и иных отклонений в личностном развитии малыша на последующих этапах его становления. Зачастую легкая адаптация говорит о психологических отклонениях, в т.ч., нарушениях ценности семьи ребенком, не о его адаптивности, которая разовьется, при спокойном восприятии ситуации у преимущественного большинства людей. Приведенная схема адаптации воспитанников групп раннего возраста и ясельных групп позволяет способствовать укреплению нервной системы воспитанников и раскрывает полноценно их личность, помогает адаптивному иподдерживающему отношению к ребенку у родителей (прим. – зачастую им необходимо пересмотреть собственные сроки выхода на работу) и, самое главное, минимизировать текущую и перспективную психологическую травматизацию при начале обучения в детском саду, обеспечивая устойчивую платформу личностного становления, развития, установления социальных отношений в окружающей реальности, наличия крепкой связи с семьей, укрепления ценности семьи в сознании воспитанников.
|