«Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду» |
Адаптация | |
Автор: Гриняк Алена Богдановна Вилигина Ольга Александровна | |
01.07.2025 14:11 | |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92» г. Красноярск Методическое пособие В пособии представлена система взаимодействия специалистов детского сада в организации эмоционально комфортного адаптационного процесса. Помимо теоретических выкладок, пособие оснащено двумя практическими Приложениями. В первое Приложение пособия вошли игровые сеансы с детьми в период адаптации с необходимым музыкальным сопровождением, которые направлены на снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности, тревоги и агрессии детей раннего и младшего дошкольного возраста. Второе Приложение методического пособия содержит большое количество практического материала для педагогов-психологов по работе с родителями, рекомендации для педагогов по организации адаптации детей к ДОО, а также практические материалы для родителей, совместные детско-родительские тренинги, консультации, картотеки и музыкальные игры для родителей с детьми раннего возраста и т.п.
Это пособие может быть использовано в работе воспитателей дошкольных образовательных организаций, педагогов-психологов, музыкальных руководителей, а также родителями в домашних условиях. Введение Данное методическое пособие представляет собой систему взаимодействия специалистов детского сада в организации эмоционально комфортного адаптационного процесса в детском саду. Актуальность пособия состоит в том, что в период поступления в детский сад сильное психоэмоциональное напряжение испытывают как малыши, так и их родители. С одной стороны, существующие экономические обстоятельства вынуждают родителей рано отдавать ребенка в образовательное учреждение, а с другой стороны – детский сад должен в этой сложной ситуации обеспечить как можно более быстрое и безболезненное вхождение малыша (и его родителей) в новые для него условия. Эффективными средствами, помогающими маленькому человеку с наименьшим ущербом для его психологического и соматического здоровья войти в новый для него мир, могут стать игра и музыка. Практическая ценность данного методического пособия в том, что нами разработаны игры и упражнения, подобраны музыкальные произведения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности, тревоги и агрессии, составлены задания по совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста. Новизна заключается в разработанных игровых сеансах для профилактики дезадаптации детей, которые вошли в первый блок пособия с необходимым музыкальным сопровождением (печатное Приложение 1. к методической разработке). Они проводятся по определенному алгоритму, в доброжелательном тоне, игры подобраны так, чтобы не травмировать детскую психику напоминанием о родных и близких, но при этом провоцировать детей на проявление положительных эмоций. Одним из обязательных компонентов игр является использование музыкального репертуара (аудио-приложение с произведениями Е. и С. Железновых, И. Каплуновой, И. Новоскольцевой и других), доступного и понятного детям, а также мягкой игрушки, или перчаточной куклы – би-ба-бо. Второй блок методического пособия содержит большое количество практического материала для педагогов-психологов по работе с родителями, рекомендации для педагогов по организации адаптации детей к ДОО, а также практические материалы для родителей. В печатное Приложение 2. к методической разработке с аудио-диском вошло практическое пособие для психологов «Цикл тренингов детско-родительских отношений «Мама- терапия» и картотека музыкальных игр для родителей. Данное методическое пособие может быть использовано в работе педагогов-психологов, музыкальных руководителей, воспитателей разных возрастных групп детских садов, а также родителями в домашних условиях. I БЛОК «Игровые сеансы с детьми в период адаптации» I — II младшая группы Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают потребностям и возможностям ребенка и способствуют его полноценному развитию. Адаптация – это не только привыкание ребенка к новым условиям, но и к новым людям, режиму, требованиям. Не все дети обладают хорошими адаптационными возможностями, а потому, чтобы сделать период адаптации более комфортным, нами были разработаны игровые сеансы. На втором году жизни игра детей имеет процессуальный характер; игровые действия однократные, между собой не связаны, стереотипны. Ребенок пока не осознает, что играет: он просто действует с предметами формирование игровых замещений осуществляется постепенно в совместной игре ребенка со взрослым. В процессе формирования игровых замещений ребенок отделяет действие (назначение) и название (слово) от конкретного предмета, благодаря чему становится возможным перенос значения одного предмета на другой. Существенно меняется характер игры между третьим и вторым годом жизни детей: усиливается игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность ребенка в игру, изменяется структура игровых действий, начинает активно работать воображение. Оригинальные игровые замещения, наблюдаемые у детей этого возраста, можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества. Таким образом, развитие ребенка происходит в игровой деятельности. Каждому периоду соответствует определенный способ игры. Для 2- летних детей характерны, в основном, игры-наблюдения, игры-действия или параллельная игра. Решающая роль в организации игрового взаимодействия детей этого возраста принадлежит взрослому. В период адаптации ребенок в самостоятельной игре является главным ее участником, задача педагога заключается в формировании у него игровых навыков. Если рассматривать игру, как особую форму освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования, а технологию – как комплекс техник, предполагающих определенный результат на выходе, то, разработанные нами игровые сеансы с детьми, предстают как игровая педагогическая технология, применяемая в период адаптации ребенка 2 – 3 лет к условиям ДОО – это такая подборка игр и игровых действий, которая будет направлена на снижение эмоционального напряжения и тревоги малыша и на формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и чувства доверия к воспитателю, а также поможет воспитателю изучить индивидуальные особенности ребенка, для составления его дальнейшего индивидуального образовательного маршрута. Игровая педагогическая технология, используемая в период адаптации, имеет два направления:
Содержание работы в рамках этого направления должно обеспечивать эмоционально-комфортное состояние детей, развить у них психологическую автономность и самостоятельность, а также сформировать доверительные отношения с воспитателем. Основной задачей второго направление игровой педагогической технологии в период адаптации является обеспечение ребенку условий для накопления уникального опыта первичной социализации. Известно, что одно из базовых новообразований социального развития в раннем возрасте – формирование чувства доверия к миру, и своевременное развитие этого новообразования будет способствовать более успешной социализации и адаптации ребенка. Для реализации задачи данного направления работы предлагаются: - мероприятия в форме игровых сюжетов по освоению социального пространства. Все игровые сеансы построены на игровом сюжете, который включает подвижные игры, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения. Игровой сюжет помогает малышам преодолеть страх, помимо этого одновременно решают задачи первого направления — дают положительный эмоциональный заряд и обеспечивают комфортное состояние детей. Игровые моменты, в которые входят словесно- тактильные игры, игры забавы, удовлетворяющие потребности малышей в движении, общении и образном поэтическом слове, хороводные и подвижные игры, потешки, пестушки, прибаутки, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения – все это способствует установлению контакта ребенка со сверстниками и другими взрослыми, обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка в группе. Они имеют определенную структуру, которая выступает как ритуал игровой деятельности так нужный в период адаптации для формирования чувства спокойствия, уверенности, эмоционального комфорта. Таким образом, подготовленная, четко спланированная педагогом и грамотно реализованная игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей 2 – 3 лет к условиям ДОО. Представленная в данной работе игровая педагогическая технология способствует развитию полноценного общения детей со сверстниками, социализации и формированию базового доверия к миру. С использованием в педагогической практике игровой технологии дети без болезненно привыкают жить в коллективе, сочувствовать, сопереживать сверстникам, ориентироваться в пространстве ДОО. Использование игровых технологий обеспечивает более успешную реализацию личностно-ориентированных технологий, что способствует гуманизации образовательного процесса в детском саду. Методические рекомендации к организации игровых сеансов с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В процессе организации игровых сеансов необходимо придерживаться не только определенной последовательности, стабильности, но и большое внимание уделять эмоциональному компоненту. Данные мероприятия проводятся в доброжелательной атмосфере, музыкальный компонент и использование различных видов театра помогает переключить ребенка на другой вид деятельности, Особое внимание нужно обратить на то, что в первые два дня песни исполняются 2 раза: первый — для знакомства с песней, 2- подпевание. Когда песенка знакома детям, можно ее петь 1 раз. Картотеку игровых сеансов можно использовать в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста не только в период адаптации, но и в течение года, в качестве психологического сопровождения детей.
|