Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду»
Адаптация
Автор: Гриняк Алена Богдановна Вилигина Ольга Александровна   
01.07.2025 14:11

«Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду»«Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92» г. Красноярск

Методическое пособие

В пособии представлена система взаимодействия специалистов детского сада в организации эмоционально комфортного адаптационного процесса. Помимо теоретических выкладок, пособие оснащено двумя практическими Приложениями. В первое Приложение пособия вошли игровые сеансы с детьми в период адаптации с необходимым музыкальным сопровождением, которые направлены на снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности, тревоги и агрессии детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Второе Приложение методического пособия содержит большое количество практического материала для педагогов-психологов по работе с родителями, рекомендации для педагогов по организации адаптации детей к ДОО, а также практические материалы для родителей, совместные детско-родительские тренинги, консультации, картотеки и музыкальные игры для родителей с детьми раннего возраста и т.п.

 

Скачать конспект

Это пособие может быть использовано в работе воспитателей дошкольных образовательных организаций, педагогов-психологов, музыкальных руководителей, а также родителями в домашних условиях.

Введение

Данное методическое пособие представляет собой систему взаимодействия специалистов детского сада в организации эмоционально комфортного адаптационного процесса в детском саду.

Актуальность пособия состоит в том, что в период поступления в детский сад сильное психоэмоциональное напряжение испытывают как малыши, так и их родители. С одной стороны, существующие экономические обстоятельства вынуждают родителей рано отдавать ребенка в образовательное учреждение, а с другой стороны – детский сад должен в этой сложной ситуации обеспечить как можно более быстрое и безболезненное вхождение малыша (и его родителей) в новые для него условия. Эффективными средствами, помогающими маленькому человеку с наименьшим ущербом для его психологического и соматического здоровья войти в новый для него мир, могут стать игра и музыка.

Практическая ценность данного методического пособия в том, что нами разработаны игры и упражнения, подобраны музыкальные произведения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности, тревоги и агрессии, составлены задания по совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Новизна заключается в разработанных игровых сеансах для профилактики дезадаптации детей, которые вошли в первый блок пособия с необходимым музыкальным сопровождением (печатное Приложение 1. к методической разработке). Они проводятся по определенному алгоритму, в доброжелательном тоне, игры подобраны так, чтобы не травмировать детскую психику напоминанием о родных и близких, но при этом провоцировать детей на проявление положительных эмоций. Одним из обязательных компонентов игр является использование музыкального репертуара (аудио-приложение с произведениями Е. и С. Железновых, И. Каплуновой, И. Новоскольцевой и других), доступного и понятного детям, а также мягкой игрушки, или перчаточной куклы – би-ба-бо.

Второй блок методического пособия содержит большое количество практического материала для педагогов-психологов по работе с родителями, рекомендации для педагогов по организации адаптации детей к ДОО, а также практические материалы для родителей. В печатное Приложение 2. к методической разработке с аудио-диском вошло практическое пособие для психологов «Цикл тренингов детско-родительских отношений «Мама- терапия» и картотека музыкальных игр для родителей. Данное методическое пособие может быть использовано в работе педагогов-психологов,

музыкальных руководителей, воспитателей разных возрастных групп детских садов, а также родителями в домашних условиях.

I БЛОК

«Игровые сеансы с детьми в период адаптации» I — II младшая группы

Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают потребностям и возможностям ребенка и способствуют его полноценному развитию. Адаптация – это не только привыкание ребенка к новым условиям, но и к новым людям, режиму, требованиям. Не все дети обладают хорошими адаптационными возможностями, а потому, чтобы сделать период адаптации более комфортным, нами были разработаны игровые сеансы.

На втором году жизни игра детей имеет процессуальный характер; игровые действия однократные, между собой не связаны, стереотипны. Ребенок пока не осознает, что играет: он просто действует с предметами формирование игровых замещений осуществляется постепенно в совместной игре ребенка со взрослым. В процессе формирования игровых замещений ребенок отделяет действие (назначение) и название (слово) от конкретного предмета, благодаря чему становится возможным перенос значения одного предмета на другой. Существенно меняется характер игры между третьим и вторым годом жизни детей: усиливается игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность ребенка в игру, изменяется структура игровых действий, начинает активно работать воображение. Оригинальные игровые замещения, наблюдаемые у детей этого возраста, можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества. Таким образом, развитие ребенка происходит в игровой деятельности.

Каждому периоду соответствует определенный способ игры. Для 2- летних детей характерны, в основном, игры-наблюдения, игры-действия или параллельная игра. Решающая роль в организации игрового взаимодействия детей этого возраста принадлежит взрослому.

В период адаптации ребенок в самостоятельной игре является главным ее участником, задача педагога заключается в формировании у него игровых навыков.

Если рассматривать игру, как особую форму освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования, а технологию – как комплекс техник, предполагающих определенный результат на выходе, то, разработанные нами игровые сеансы с детьми, предстают как игровая педагогическая технология, применяемая в период адаптации ребенка 2 – 3 лет к условиям ДОО – это такая подборка игр и игровых действий, которая будет направлена на снижение эмоционального напряжения и тревоги

малыша и на формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и чувства доверия к воспитателю, а также поможет воспитателю изучить индивидуальные особенности ребенка, для составления его дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.

Игровая педагогическая технология, используемая в период адаптации, имеет два направления:

  1. игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми;
  2. игры по освоению социального пространства ДОО. Задачами первого направления будут:
  • формирование положительного эмоционального настроя
  • снижение эмоционального напряжения и тревоги.

Содержание работы в рамках этого направления должно обеспечивать эмоционально-комфортное состояние детей, развить у них психологическую автономность и самостоятельность, а также сформировать доверительные отношения с воспитателем.

Основной задачей второго направление игровой педагогической технологии в период адаптации является обеспечение ребенку условий для накопления уникального опыта первичной социализации.

Известно, что одно из базовых новообразований социального развития в раннем возрасте – формирование чувства доверия к миру, и своевременное развитие этого новообразования будет способствовать более успешной социализации и адаптации ребенка.

Для реализации задачи данного направления работы предлагаются:

- мероприятия в форме игровых сюжетов по освоению социального пространства.

Все игровые сеансы построены на игровом сюжете, который включает подвижные игры, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения. Игровой сюжет помогает малышам преодолеть страх, помимо этого одновременно решают задачи первого направления — дают положительный эмоциональный заряд и обеспечивают комфортное состояние детей. Игровые моменты, в которые входят словесно- тактильные игры, игры забавы, удовлетворяющие потребности малышей в движении, общении и образном поэтическом слове, хороводные и подвижные игры, потешки, пестушки, прибаутки, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения – все это способствует установлению контакта ребенка со сверстниками и другими взрослыми, обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка в группе.

Они имеют определенную структуру, которая выступает как ритуал игровой деятельности так нужный в период адаптации для формирования чувства спокойствия, уверенности, эмоционального комфорта.

Таким образом, подготовленная, четко спланированная педагогом и грамотно реализованная игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей 2 – 3 лет к условиям ДОО.

Представленная в данной работе игровая педагогическая технология способствует развитию полноценного общения детей со сверстниками, социализации и формированию базового доверия к миру. С использованием в педагогической практике игровой технологии дети без болезненно привыкают жить в коллективе, сочувствовать, сопереживать сверстникам, ориентироваться в пространстве ДОО.

Использование игровых технологий обеспечивает более успешную реализацию личностно-ориентированных технологий, что способствует гуманизации образовательного процесса в детском саду.

Методические рекомендации к организации игровых сеансов с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

В процессе организации игровых сеансов необходимо придерживаться не только определенной последовательности, стабильности, но и большое внимание уделять эмоциональному компоненту. Данные мероприятия проводятся в доброжелательной атмосфере, музыкальный компонент и использование различных видов театра помогает переключить ребенка на другой вид деятельности,

Особое внимание нужно обратить на то, что в первые два дня песни исполняются 2 раза: первый — для знакомства с песней, 2- подпевание. Когда песенка знакома детям, можно ее петь 1 раз.

Картотеку игровых сеансов можно использовать в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста не только в период адаптации, но и в течение года, в качестве психологического сопровождения детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 24 (386) выйдет
5 июля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год