Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семинар-практикум для воспитателей «Профилактика трудностей чтения и письма»
Учим Чтению
Автор: Федирко Эльвира Ивановна   
12.02.2020 11:15

Семинар-практикум для воспитателей «Профилактика трудностей чтения и письма»Семинар-практикум для воспитателей «Профилактика трудностей чтения и письма»

Многим детям свойственны неплавность, нечеткость, замедленность движений руки, неравномерность темпа письма, несоразмерность интервалов, закрепление неправильных стереотипов письма, неряшливый, нестабильный почерк.

Такие дети требуют особого внимания, ведь ошибки необходимо исправить уже в начальной школе, а это требует порой продолжительного времени. Главная проблема заключается в том, что учитель не может справиться с этими трудностями самостоятельно и отправляет ребенка к школьному логопеду с «приговором»: дисграфия. Этот «диагноз» стал достаточно популярен — в среднем половина учащихся первого класса массовой школы направляется к логопеду. Однако, данные трудности в письме и чтении — далеко не всегда дисграфия — специфическое нарушение процесса письма, которое не связано с применением орфографических правил и нарушениями интеллектуального или сенсорного характера.

Любая психическая деятельность — сложная функциональная система, включающая различные психологические факторы: слухоречевой, речедвигательный, оптико-пространственный и фактор избирательной регуляции психической активности (по А.Р. Лурии). Анализ состояния высших психических функций каждого ребенка показывает его индивидуальные особенности, индивидуальное сочетание «слабых» и «сильных» звеньев.

 

Педагогическая практика ставит новые вопросы: как уменьшить количество детей, имеющих трудности в овладении письмом и чтением? связаны ли предрасположенность к левшеству или левшество с овладением чтением и письмом? можно ли осуществлять профилактику возможных нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте?

Появившееся в последнее время множество различных пособий и дидактического материала по подготовке детей к грамоте помогает развить мышление и зрительную память, укрепить мелкую моторику. Однако количество детей, испытывающих трудности в письме и чтении, продолжает расти. Многие дошкольники, особенно находящиеся в группе риска (минимальные мозговые дисфункции, неврологические нарушения, временные задержки темпов психоречевого развития, речевые нарушения), нуждаются в помощи.

Зрелость психических процессов — предпосылок для успешного усвоения грамоты и правописания — может быть проверена до поступления ребенка в школу. Логопедическая практика подтверждает — профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте.

Начиная с раннего дошкольного возраста необходимо проводить специальную поэтапную программу с опорой на комплексную работу анализаторных систем. Профилактику трудностей ов-ладения чтением и письмом можно подразделить на первичную и вторичную.

Первичная профилактика направлена на предупреждение возможного неблагополучия в формировании навыков чтения и письма. Вторичная предполагает работу по коррекции уже возникших трудностей, предотвращению развития их в сторону закрепления и обострения.

Наиболее результативные методы и приемы профилактической работы дают взаимосвязанные разделы, приведенные ниже.

Первый блок

  1. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.
  2. Развитие зрительно-моторной координации.
  3. Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела.
  4. Развитие пространственно-временных представлений.

Второй блок

  1. Развитие слухового внимания.
  2. Развитие чувства ритма.
  3. Формирование фонологического структурирования.

Эффективность работы зависит от определенных условий, которые являются слагаемыми успеха:

  • интегративный характер занятий, с опорой на максимальное количество анализаторов;
  • включение в занятие широкого диапазона упражнений и игр, направленных на профилактику возможных трудностей овладения чтением и письмом;
  • своевременное переключение на другую деятельность, т.е. необходимость закончить упражнение прежде, чем оно надоест ребенку;
  • разъяснение родителям важности профилактической работы, включение их в нее;
  • создание проблемно-игровых и проблемно-практических ситуаций, способствующих не только развитию мыслительных процессов, но и обогащающих практический опыт и формирующих положительные качества личности;
  • систематическое оперативное наблюдение по отслеживанию результатов.

Рассмотрим каждый раздел более подробно.

Работа над зрительным вниманием и памятью

ЗАДАЧИ

  • Формирование поисковой деятельности.
  • Расширение поля зрения.
  • Выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объема зрительного внимания и памяти.
  • Развитие стереогноза, умения ориентироваться на плоскости и в трехмерном пространстве.
  • Анализ зрительного образа.

ПРИЕМЫ

  • Привлечение внимания к окружающим предметам.
  • Запоминание расположения предметов в пространстве комнаты.
  • Запоминание изображений 2—5 предметов.
  • Фиксация изменений в расположении двух, затем 3— 5 предметов.
  • Запоминание порядка колец на пирамидке, собирание ее с учетом величины по образцу и памяти.
  • Выделение из множества заданных геометрических фигур.

Запоминание последовательности расположения предметов на плоскости (вверху, внизу, в центре, в правом верхнем углу и т.д.) и относительно друг друга.

  • Выделение из множества картинок по определенной теме ( «Посуда», «Игрушки» и др.).
  • Определение различий в двух предметных картинках.
  • Определение изменений в сюжетной картинке.
  • Воспроизведение последовательности с опорой на зрительный ряд.
  • Выкладывание по памяти ряда предметов или геометрических фигур.
  • Использование разнообразных игр, в которых сюжет требует запоминания или сравнения фигур, расположенных в определенной последовательности.
  • Классификация геометрических фигур по цвету, цвету и форме, цвету, форме и вели-чине.

Развитие зрительно-моторной координации

ЗАДАЧИ

  • Развитие глазодвигателей.
  • Улучшение ощущений артикуляционных поз и движений.
  • Формирование восприятия различной модальности.
  • Развитие тактильных ощущений.
  • Выработка навыков мысленного перемещения трансформации зрительных образов.
  • Развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики.
  • Развитие формообразующих движений при изображении заданных фигур.

ПРИЕМЫ

  • Упражнения на преодоление сопротивления.
  • Выполнение артикуляционных движений с закрытыми и завязанными глазами для лучшего сосредоточения на ощущениях.
  • Чередование артикуляционных упражнений с открытыми и закрытыми глазами.
  • Прослеживание по направлениям: сверху вниз, снизу вверх, справа налево и слева направо.
  • Прослеживание прямых, ломаных извилистых линий с постепенным усложнением заданий, лабиринтов.
  • Подбор вставок к предметным и сюжетным картинкам.
  • Определение недостающих частей предметов, выделение сходства и различия.
  • Сравнительный анализ зрительных образов предметов с выделением дифференцированных признаков.
  • Двигательные упражнения с погремушкой, мячом, платочком, флажком.
  • «Рисование» в воздухе рукой.
  • Упражнения с пластилином, тестом, куклами бибабо.
  • Письменные упражнения в тетради по развитию мелкой моторики, начинающиеся с простейших заданий:

— упражнения в ориентировании на плоскости листа;

— соединение двух точек по горизонтали и вертикали;

— обведение пунктирных линий цветными карандашами;

— раскрашивание-штриховка;

— обведение контура по трафарету и шаблону;

— соединение множества точек;

— копирование образца;

— обводка образца через кальку.

Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела

ЗАДАЧИ

  • Выработка представлений о схемах лица и тела, предметах и их пространственных характеристиках.
  • Развитие соответствующих навыков ориентировки в пространстве.
  • Активизация ощущений тела как системы координат.
  • Формирование сенсорного и тактильного гнозиса.
  • Формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.

ПРИЕМЫ

  • Развитие умения ориентироваться на плоскости и в трехмерном пространстве.
  • Выполнение действий с игрушками и предметами по инструкции.
  • Узнавание контурных и силуэтных изображений.
  • Различение предметов в условиях наложения и зашумления.
  • Определение сторон собственного тела.
  • Определение сторон тела у людей, изображенных на картинках и у сидящих напротив.
  • Игры: «Зеркало», «Обезьянки», «Делай как я».
  • Упражнения в перекрестном ориентировании.
  • Определение недостающих частей у предметов по картинкам.
  • Доски Сегена, «Почтовый ящик», «Волшебный мешочек».
  • Складывание разрезных картинок из 2—9 частей, разрезанных по вертикально-го-ризонтальным и диагональным линиям.
  • Конструирование из кубиков.

Развитие пространственно-временных представлений

ЗАДАЧИ

  • Ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое.
  • Развитие зрительно-предметного восприятия.
  • Вычленение признаков предмета.
  • Восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объемных предметов.
  • Дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм.
  • Формирование интегративного образа буквы.

ПРИЕМЫ

  • Последовательное разложение серии картин с изображением времен года с любой точки отсчета.
  • Установление последовательного ряда частей суток и дней недели.
  • Наложение палочек и геометрических фигур на образец.
  • Конструирование из 2—5 палочек по образцу и памяти.
  • Выкладывание мозаики разного цвета по образцу, памяти и инструкции.
  • Конструирование целого из частей.
  • Упражнения на обозначение пространственного расположения предметов.
  • Воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур.
  • Конструирование из палочек предметных изображений (домик, кораблик, мебель) по воображению.
  • Идентификация аналогичных пространственных ситуаций, в которых участвуют различные объекты.
  • Дорисовывание незаконченных рисунков.
  • Рисование фигур по опорным точкам.
  • Зрительный анализ букв и цифр с делением на составляющие элементы.
  • Синтез букв и цифр, выявление сходства и различия между похожими изображениями.
  • Конструирование букв и цифр из палочек, спичек, геометрических фигур.
  • Реконструирование букв с добавлением нового элемента, перестановки элементов.
  • Нахождение правильно изображенной буквы (цифры) в ряду среди правильно и зеркально написанных.
  • Узнавание объемных букв из «Волшебного мешочка».
  • Узнавание букв и цифр в различных вариантах написания, условиях наложения и зашумления.
  • Соотнесение букв и цифр с различными значками.
  • Дописывание в тетради элементов букв.
  • Выкладывание целой буквы или цифры из различного количества частей.

Развитие слухового внимания

ЗАДАЧИ

  • Расширение рамок слухового восприятия.
  • Развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти.
  • Формирование основ слуховой дифференциации, представлений о различной ин-тенсивности неречевых и речевых звуков, способности дифференцировать речевые звуки.
  • Совершенствование фонематического восприятия.
  • Осознание звуковой стороны речи.

ПРИЕМЫ

  • Привлечение внимания к звучащему предмету.
  • Совершение действий в соответствии со звуковым сигналом.
  • Определение местонахождения и направленности звука.
  • Знакомство с характером звучащих предметов.
  • Различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов.
  • Воспроизведение звучания предметов (музыкальных инструментов) в заданной последовательности.
  • Запоминание последовательности звучаний (шумов) предметов.
  • Различение и запоминание цепочки слогов.
  • Членение речевого потока на смысловые фрагменты.

Развитие чувства ритма

ЗАДАЧИ

  • Формирование ритмико-интонационной стороны речи, ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного).
  • Формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью.
  • Знакомство с ритмико-интонационными характеристиками звуков.
  • Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.
  • Формирование интонационной выразительности и ритмико-интонационных пара-метров слова.

ПРИЕМЫ

  • Воспроизведение ритма в движениях и играх.
  • Ходьба и маршировка под музыку, двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением.
  • Ритмичные упражнения для рук и ног.
  • Воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием.
  • Воспроизведение последовательности ударов с опорой на зрительный и слуховой ряд.
  • Развитие двигательной и ритмико-интонационной активности.
  • Развитие речевых вокализаций.
  • Знакомство со схемой ритма.
  • Соотнесение ритма со схематическим изображением.
  • Воспроизведение симметричных и асимметричных рисунков.
  • Произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек.
  • Дифференциация ритмических рисунков.
  • Отображение определенных качеств движения.
  • Ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
  • Отхлопывание ритмической структуры стихотворных текстов.
  • Восприятие, дифференциация и воспроизведение различных ритмов.
  • Упражнения на развитие навыка интонационного подражания.
  • Ритмические действия в сочетании с движениями рук, хлопками.

Формирование фонологического структурирования

ЗАДАЧИ

  • Формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных.
  • Анализ слогов и слов.
  • Развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков.
  • Формирование фонематического анализа, предваряющего моделирование звукового синтеза слова.
  • Развитие навыка анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.

ПРИЕМЫ

  • Упражнения на слухопроизносительную дифференциацию звуков.
  • Упражнения в повторении слоговых цепочек с двигательными опорами.
  • Выделение гласного звука в обратном и прямом слоге.
  • Определение первого, второго, третьего слога.
  • Определение «лишнего» слога в ряду одинаковых.
  • Определение порядка звуков в слове.
  • Упражнения на «наращивание» слога.
  • Упражнения на добавление недостающего слога.
  • Дифференциация слов с различной слоговой структурой.
  • Нахождение различия в словах, сходных по звуковому составу.
  • Определение наличия заданного звука в слове.
  • Подбор слов с заданным звуком по картинкам и на слух.
  • Определение позиции заданного звука (в начале, середине, конце слова).
  • Выделение последнего звука в словах, оканчивающихся на твердый согласный.
  • Выделение первого звука в слове.
  • Угадывание слова, произнесенного по звукам.
  • Определение количества звуков в слове.
  • Дифференциация слов, сходных по звуковому составу.
  • Различение слов-паронимов.
  • Различение слов, отличающихся ударением.

Положительные результаты зависят от надлежащей организации системы сопровождения по профилактике нарушений чтения и письма. Внедрение в практику перечисленных методов дает формирование у детей полноценных психологических структурно-динамических механизмов внутренней готовности к овладению процессами чтения и письма. Это, в свою очередь, поможет избежать вторичных проблем школьной дезадаптации. Таким образом, ранняя пер-вичная профилактика значительно повышает шансы на успех обучения в школе.

Список использованной литературы

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: Учеб. для студ. вузов. М., 2009.

Кириллова Е.В. Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников// Развитие и коррекция. М., 1998.

Корпев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учеб. -метод, пособие. СПб., 1997.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.

Худенко ЕД., Кириллова Е.В. Система поэтапного формирования и коррекции фонетико-фонемати-ческого восприятия у детей с проблемами в развитии // Развитие и коррекция. М., 1999.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год