Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Кризис детской литературы XXI века в тезисах
Учим Чтению
Автор: Маркушина Людмила Александровна   
14.02.2020 11:44

Кризис детской литературы XXI века в тезисахКризис детской литературы XXI века в тезисах

Маркушина Л.А.

- Под влиянием развала СССР и образования новых государств происходит сдвиг общественного сознания, что оказывает определенное влияние на развитии детской литературы и литературы вообще.

- Недостаток научно-познавательной, справочной и энциклопедической литературы чреват тем, что с детства у ребенка не формируется потребность в работе с книгой как одним из основных источников информации в различных областях знания.

- Проблемой является недостаточное издание лучшей современной детской иностранной литературы.

- Дефицит качественной детской периодики.

 

- Современные писатели в своих произведениях пытаются показать новые реалии, что требует нестандартных подходов. Героями произведений становятся персонажи, которые еще вчера считались людьми недостойными находиться в обществе.

- Одна из примет современной детской литературы, описание взаимоотношений между сверстниками и взрослыми. Это обусловлено в современных условиях, когда бешеный ритм жизни не всегда предоставляет возможность взрослым на общение с детьми.

- Такие жанры как детская фантастика, фэнтези и детский детектив в современной детской литературе стали наиболее читаемыми среди подростков.

- Больший дефицит в поэтических книгах для подростков. Если стихов для малышей предостаточно, то поэзии, которая волнует душу двенадцати — четырнадцатилетнего человека, почти нет.

- Проблема нынешнего времени также и в том, что дети с каждым годом читают все меньше и меньше. Компьютеры, круглосуточные детские кабельные каналы стали настоящими соперниками детской книги.

- Литература для детей — явление достаточно специфичное. Она долго и сложно отделялась от «большой» ( «общей») литературы, а также от литературы учебной. Вызывал и вызывает негативные оценки сам факт ее «специфики», обособления ее в некую самостоятельную область. Вопрос о специфике литературы для детей по-прежнему сводится к повторению истин о динамичном сюжете, доступности, ясности; о том, чтобы в мир ребёнка не вторгались все те взрослые аспекты, которые изображаются в книгах для старшего поколения.. Но было бы и неправильным полагать, что детская литература должна сводится лишь к сказкам, фантастике и цветным журналам.

- Детская литература осталась явлением периферийным, отсутствует внимание к ее проблемам, нет попыток современного толкования ее феномена.

- Чтение детей и подростков сегодня претерпевает существенные изменения.

Сегодня дети и подростки ориентируются далеко не на лучшую, но «модную» в их среде продукцию; увеличивается ориентация детей и подростков на журналы с большим количеством картинок, несущих информацию, легкую для восприятия: не столько познавательного, сколько развлекательного характера. Журналы направленные на познавательное, психологическое, педагогическое, литературное развитие, выпускаются в достаточно малых тиражах.

- Существует ещё одна не менее важная проблема, связанная с судьбой начинающего детского писателя. Проблема состоит в том, что периферийному автору сложно стать известным и знаменитым, тем более, что в данный момент, детская литература не пользуется должным спросом. К тому же в региональных издательствах книги выходят малыми тиражами, которые в принципе не могут охватить всю Россию. Особенно сложно издаваться детским поэтам новичкам, еще не получившим широкого признания.

Детский писатель должен не просто найти способ издать свою книгу, но и привлечь к ней читателей, а сделать это весьма сложно, ведь в отличие от журналов, которые завлекают детей рисунками и картинками, внутреннюю часть книги сразу не постичь.

- Качество современной детской литературы, литературы XXI века, в основной своей массе оставляет желать лучшего. Неудивительно, что современные издательства предпочитают переиздавать произведения «прошлых лет». В типографию и на книжные полки пущено всё более или менее приемлемое и давно известное – от русских народных сказок и сказок Пушкина, Перро, братьев Гримм, до написанного в советское время.

В переиздании классики, несомненно, много плюсов, однако многие тексты устарели фактологически: изменились названия городов, улиц, природа, техника, цены, изменилась сама идеология.

В подобном возвращении к классике проявляется ещё одна проблема сегодняшней детской литературы: проблема написания современной детской книги, достойной чтения ребёнком.

- Начало развития рыночных отношений привело к ряду кризисных процессов, в частности к резному спаду показателей издания детской литературы.

Издание детской книги требует больших по сравнению со многими другими видами литературы затрат, и детские книги дорожают, оказываются недоступными населению.

Экономические трудности и резкое снижение уровня жизни большей части населения вызвали сокращение возможностей реализовать покупательские потребности в книгах. Многие люди, из — за недостаточного количества материальных средств, вынуждены ограничивать себя в приобретении детской литературы.

- Сегодня единственным пока бесплатным источником приобщения детей к чтению остается библиотека. Но в условиях снижения финансирования книгоснабжения, ухудшилось комплектование библиотек детской литературой. У детей недостаточно разнообразный выбор книг в библиотеке, а предложенные экземпляры давнишнего срока скучны и пресны. Таким образом, по-прежнему сохраняется свое право на чтение.

Проблемы качества детской литературы исключительно важны. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, формирует образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год