Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нетрадиционные методы приобщения дошкольников к книжной культуре
Учим Чтению
Автор: Костина Галина Алексеевна   
20.04.2020 09:57

Нетрадиционные методы приобщения дошкольников к книжной культуреНетрадиционные методы приобщения дошкольников к книжной культуре

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга

Автор: Костина Галина Алексеевна, воспитатель

«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни надо ввести его в мир книги». В.А. Сухомлинский.

«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В.А. Сухомлинский.

«Читайте детям не нотации, а книги». Г.Остер.

Актуальность.

Дошкольный возраст время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.

 

В наш век технического прогресса, проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому желательно приобщать ребенка к книги, чтению уже в дошкольный период (в соответствии с ФГОС ДО), иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя. Как говорил С.Я. Маршак: «Есть талант писателя, а есть талант читателя». Именно через «талант читателя» мы познаем наш огромный многослойный и многогранный мир!

Вернуть детям любовь к книге и чтению обязательно нужно! Для этого в своей работе я использую различные методы и приемы. Например:

Организация книжных уголков, «книжных больниц»;

Создание мини-музеев детской книги;

Организация экскурсий в библиотеку;

Проведение литературных праздников, викторин, конкурсов чтецов и т. д.

Одним из интереснейших способов привлечения дошкольников к художественной литературе, является метод «СТОРИСЕК» или «Как потрогать сказку».

Что же такое «сторисек»?

«Сторисек» в переводе с английского языка означает «мешок историй» Изобретатель «сторисека» — Нейл Гриффитс – доктор филологических наук, английский писатель, автор книг по обучению детей дошкольного возраста.

Классическое наполнение «Мешка историй»

  • Художественная книга
  • Игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения
  • Научно-популярная книга, близкая к художественному произведению (например, к книге «Маугли» — энциклопедия животных)
  • Аудиокнига (СД-диск)
  • DVD диск
  • Дидактические игры

Работая с этим методом, я поняла, что содержимое мешка зависит от произведения, с которым мы хотим познакомить детей, от их возрастных особенностей и, конечно, от фантазии и творческих способностей детей и педагогов. За время работы с этим методом классическое наполнение «сторисек» дополнялось:

  • портретами авторов с информацией о них
  • раскрасками с героями произведений
  • трафаретами
  • иллюстрациями разных художников к произведениям

Цель:

Развитие у детей дошкольного возраста любви к литературе, к чтению, книгам в игровой нетрадиционной, креативной форме.

Задачи:

  • Знакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами;
  • Обогащать лексику образными словами, выражениями, помогать формировать грамотную речь;
  • Расширять кругозор;
  • Формировать познавательную активность;
  • Формировать разносторонние представления о предметах и явлениях окружающей действительности;
  • Развивать интерес к художественной литературе, связную речь, интонационную выразительность;
  • Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Работа по внедрению технологии (метода) «сторисек» проводится в несколько этапов.

Подготовительный этап

  1. Определяется произведение детской художественной литературы, с которым планируется познакомить детей.
  2. Изготовление мешка для комплекта материалов.

За время работы с этим методом стало понятно, что удачной формой является изготовление «Волшебного мешка» совместно с воспитанниками. Его можно украсить пуговицами, бисером можно вышивать имена воспитанников приклеить к мешку бумажные элементы, использовать роспись по ткани и др. В этом случае впоследствии

дети будут с повышенной мотивацией участвовать в мероприятиях, связанных с продуктом их деятельности.

3. Подготовка компонентов для наполнения мешка.

Основной этап.

Это непосредственная работа с мешком историй.

  • Работа с художественной книгой предполагает громкие чтения в группе детей;
  • Беседа по содержанию книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций;
  • Разыгрывание при помощи игрушек эпизода/эпизодов художественного произведения;
  • Проведение игр по теме выбранного произведения;
  • Работа с научно-популярной книгой (поиск ответов на вопросы, возникшие в ходе чтения и обсуждения художественного произведения);
  • Коллективное прослушивание аудиокниги с разукрашиванием раскрасок. (Аудиокассета позволяет детям прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания)

Завершающий этап:

  • Участие воспитанников в мастерской «В мире историй», изготовление творческих продуктов на основе художественного произведения.

За время работы с этим методом мы изготавливали закладки, рисовали обложки, создавали новые иллюстраций к книгам, представляя себя художниками – оформителями, делали маски и персонажей для настольного, теневого, пальчикового и т. д. театра по прочитанным произведениям. Кроме этого ребятам предлагалось придумать другой конец той или иной истории, оформить ее в виде книжки самоделки.

Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение нескольких дней. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей. Мешок историй мы передаем в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.

Знакомя детей с произведением по методу «сторисек» мы затрагиваем все образовательные области согласно ФГОС ДО.

Работа с родителями. Родители воспитанников привлекаются к участию в изготовлении и наполнении мешка истории, созданию коллажей по прочитанному произведению.

Совместно с родителями воспитанники оформляют свои «домашние» мешки историй, приносят их в детский сад и с удовольствием знакомят друзей с любимыми произведениями и героями.

В помощь родителям изготавливаются буклеты-шпаргалки, например, «Воспитание культуры чтения у дошкольника», «Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению», «Как научить ребенка любить книгу», «Читайте детям сказки», которые помогают родителям осознать всю важность процесса по приобщению детей к книжной культуре.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год