Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Долгосрочный проект по обогащению и пополнению словаря дошкольников старшего возраста «Читаем детям».
Учим Чтению
Автор: Прудникова Юлия Александровна, Медведева Наталия Васильевна, Селивёрстова Ирина Владимировна   
03.12.2021 10:06

Долгосрочный проект по обогащению и пополнению словаря дошкольников старшего возраста «Читаем детям».Долгосрочный проект по обогащению и пополнению словаря дошкольников старшего возраста «Читаем детям».

Актуальность обусловлена тем, что формирование и обогащение словаря детей дошкольного возраста — одна из важнейших задач в общей системе работы по речевому развитию в дошкольной образовательной организации. Это подтверждается также тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования реализация образовательной области «Речевое развитие» включает, в частности, решение такой задачи, как обогащение активного словаря; в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выделяются следующие: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; достижение вышеперечисленных целевых ориентиров подразумевает достаточно высокий уровень развития активного словаря ребенка старшего дошкольного возраста.

 Скачать конспект

Работа по обогащению словаря в дошкольной образовательной организации направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития дошкольника, поскольку овладение словарем является важным условием его умственного развития, так как содержание исторического опыта, присваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов.

Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Своевременное развитие словаря, его обогащение — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей, общения в рамках новой ведущей для них деятельности — учебной.

Проблема обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста рассматривается в исследованиях М. М. Алексеевой, Н. А. Стародубовой, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой. Авторами раскрываются определения понятий «словарь», «словарная работа», характеризуются активный и пассивный словарь, анализируются особенности словаря детей старшего дошкольного возраста, описывается методика словарной работы в детском саду (формы, методы и средства обогащения словаря).

Одним из традиционных средств обучения в образовательном процессе дошкольной образовательной организации по обогащению словаря является ознакомление с художественной литературы. Так как в логопедической группе отсутствуют в сетке занятия по ознакомлению с художественной литературой, то решено было разработать долгосрочный проект «Читаем детям».

С целью выявления уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста было проведено наблюдение за детьми в самостоятельной деятельности, на занятиях, проводились беседы, рассматривались иллюстрации, работа с картинками, позволяющие определить уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Цель наблюдения: изучение и определение уровня развития словаря, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предложенный проект включает в себя мероприятия для детей старшей и подготовительной к школе групп на основе использования сказок, рассказов, стихотворений, мини — проектов в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Продолжительность проекта 1 год с сентября по май (долгосрочный).

Участники проекта: педагоги, дети старшей и подготовительной к школе групп.

Цель проекта — обогащение словарного запаса, развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования художественной литературы.

Задачи проекта:

  • обогащение и пополнение словарного запаса;
  • развитие связной речи;
  • пополнение пассивного словаря детей и перевод в их активный словарь.

Важную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса, усвоении грамматического строя речи играет художественная литература. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление, память, воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Важно, чтобы первая встреча с ней произошла как можно раньше, в дошкольном детстве. Разрабатывая перспективный план, учли специфику работы с детьми с ОНР, внесли изменения в список рекомендуемой литературы программы М. А. Васильевой по разделу «Ознакомление с художественной литературой» для старшей и подготовительной к школе групп, в соответствии с программой Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и программой Н. В. Нищевой.

Художественные произведения подбирали с учетом возраста детей и лексической темы недели. Ознакомление с художественной литературой проводятся в свободное время.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год