Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методика формирования навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Учим Чтению
Автор: Попова Альбина Васильевна Мурашова Лариса Максимовна   
05.01.2023 18:47

Методика формирования навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речиМетодика формирования навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Аннотация: в методической разработке демонстрируются этапы, методы и приёмы формирования навыка чтения у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях ДОУ, даны методические рекомендации и описание игр на каждом этапе.

Актуальность: чтение-сложный психофизиологический процесс, это вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Для правильного чтения с высокой скоростью нужна слаженная работа зрительного, речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Трудности в формировании навыка чтения у детей с ТНР могут быть вызваны следующими причинами:

  • недостаточная сформированность высших психических функций
  • нарушение пространственной ориентировки
  • нарушение зрительно-моторной координации
  • нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • несформированность фонематических процессов
  • полиморфное нарушение звукопроизношения
  • бедность словарного запаса
  • недостаточное развитие лексико-грамматической стороны речи
  • недоразвитие связной речи.

Проблема нарушений чтения у детей с ТНР-одна из самых актуальных на этапе школьного обучения, поэтому важно начать работу по формированию навыка чтения ещё в дошкольном возрасте.

 

Основные принципы методики:

  1. Игра – ведущее средство обучения детей на занятиях. Применение разнообразных игр и упражнений, которые имеют многофункциональный характер, знакомят с буквами, создают прочную фонетико-фонематическую базу, способствуют обучению чтению, развивают внимание, память, логическое мышление.
  2. Учёт нормы появления звуков в онтогенезе. Усвоение правильного произношения звуков должно предшествовать изучению соответствующих букв, т.е. процесс формирования навыка чтения начинается с изучения букв и соответствующих им звуков раннего онтогенеза (более лёгких по артикуляционному укладу, которые дети произносят правильно) к более сложным звукам позднего онтогенеза. Это особенно важно при обучении чтению детей с ТНР, т.к. изучение букв и последующее чтение слогов, слов и предложений, содержащих искажённо произносимые детьми звуки, закрепляет неправильное произношение, затрудняет формирование навыка чтения и снижает мотивацию ребёнка. В связи с этим изучение букв проводим в следующей последовательности: А, У, И, О, Э, Ы, М, П, Б, Т, Д, Н, В, Ф, Г, К, Х, Й, Я, Е, Ё, Ю, С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Ъ, Л, Р.
  3. «Говорим, как слышим». При знакомстве с буквой называем не ее «официальное» название (эм, бэ), а тот звук, который она обозначает (м, б).
  4. Весь материал для чтения и звукового анализа на начальных периодах обучения чтению подбирается таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением.
  5. Максимальное включение всех анализаторов в процессе формирования навыка чтения.
  6. Принцип звукового анализа и синтеза.

Этапы формирования навыка чтения:

  1. Подготовительный этап: формирование фонематического слуха и общей ориентировки в фонемной системе языка.
  2. Знакомство с гласными звуками, их обозначением буквами
  3. Знакомство с согласными звуками, их обозначением буквами
  4. Формирование механизма чтения.
  5. Формирование фонематического слуха и общей ориентировки в фонемной системе языка.

- знакомство с неречевыми звуками: на этом этапе даётся понятие «звук» — это, что мы слышим и произносим: сначала даются звуки сильноконтрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен — маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Предлагаемые игры: «Услышишь – хлопни»; «Узнай, что звучит?»; «Где звучит колокольчик?»; «Покажи картинку» и т.д.

- знакомство с речевыми звуками, дифференциация понятий: «речевой и неречевой звук»: неречевые звуки –это звуки музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц. Речевые звуки –это звуки, которые произносит человек, даже когда изображает предметы или животных.

Предлагаемые игры: «Громко – тихо»; «Кто сказал?» и т.д.

-знакомство с понятием «слово» и «слог»: «слово» –это название чего-либо, «слог» -это часть слова. На этом этапе целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги ( «Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом, они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям-слогам.

-деление слов на слоги: на начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, далее вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, мар-тыш-ка), и только потом слова односложные (мак, дом), т.к. на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова.

Предлагаемые игры: «Кто быстрее увидит предметы, в названии которых два (три) слога»; загадывание загадок о предметах, в названии которых определенное количество слогов; «Как мишутка учился говорить» (медведь учит мишку произносить слова по частям); «Магазин игрушек» (продавец дает игрушку покупателю, если тот правильно произнесет ее название по слогам); «Накорми животное» (дети называют слова, обозначающие предметы питания и состоящие из разного количества слогов); «Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в слове»; «Кочки» (при делении слов на слоги дети перемещаются по «кочкам на болоте»); «Посади в вагон» и др.

2. Знакомство с гласными звуками, их обозначением буквами

- знакомство со звуком: при знакомстве со звуком мы выделяем его из речи: например, при знакомстве со звуком «а» говорим, девочка Аня потерялась в лесу, она плачет: А-а-а. Как плачет Аня? Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично.

Предлагаемые игры: «Назови звук» (показываем карточку-символ, ребёнок называет звук) и наоборот «Покажи звук» (произносим звук, ребёнок показывает карточку-символ), «Узнай звук по артикуляции», «Назови слово, которое начинается на звук…», «Покажи картинки с заданным звуком», «Какой звук живет в словах?» (называется три слова, а дети определяют звук);

- дифференциация гласных звуков: уточнение артикуляции и умения слышать данный звук в ряду других звуков: а, у, и, а, а, о; в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас; в ряду слов: аист, усы, артист, осы; в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.

Предлагаемые игры: "Разложи картинки" (подарим Олегу картинки, в название которых есть звук о, а Алёше — звук а); "Утки и окуни" (дети делятся на 2 команды — окуни и утки произвольно двигаются, взрослый произносит поочерёдно слова то с ударным звуком у, то с ударным а. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком о, а "утки" — когда услышат слово с у) и др.

- работа над позицией звука в слове ведётся в следующей последовательности: определение первого звука в слове (необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом; затем в конце слова и в середине слова. Предлагаемые игры: «Наведи порядок» (подбираются картинки с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец), ребенок должен разложить их в три столбика); «Чудесный мешочек» (сложить в мешочек разные предметы или картинки, ребенок достаёт картинку (предмет) и называет первый, последний звук в названии картинки (предмета) и др.

- подготовка к звуко – буквенному анализу слов, чтение слогов «ау, иа, уа», знакомство со звуковыми схемами. Делается анализ данных слов: определяется количество звуков, их последовательность, даётся характеристика, выкладывается схема слова (2 красных круга)

Предлагаемые игры: «Назови звуки по порядку», «Сосчитай звуки», «Назови первый, последний звук».

-одновременно со звуком знакомимся с его обозначением буквой: даём понятие «буква» -

это знак звука, то, что мы видим и пишем. Запомнить образ буквы помогают следующие приёмы: поэлементный анализ облика буквы (из каких частей состоит буква: палочек или кружочков?); сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?); конструирование буквы: выкладывание её из счетных палочек, кубиков; лепка из пластилина; вырывание из бумаги; узнавание букв наощупь (из фетра, дерева и др. материалов); распознавание буквы в зашумленных изображениях, определение правильно написанной буквы из неправильно написанных букв; печатание буквы.

3. Знакомство с согласными звуками, их обозначением буквами

При знакомстве с согласными звуками проходим все этапы, как и при знакомстве с гласными:

  • знакомство со звуком
  • дифференциация
  • работа над позицией звука в слове

-звуко-буквенный анализ слогов и слов с изучаемым звуком в следующей последовательности:

  • односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот);
  • двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи);
  • односложные со стечением согласных (стол, крот, мост);
  • двусложные со стечением (скала);
  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина).
  • знакомство с буквой.

Одновременно:

  • даём понятие «согласный звук» и их отличие от гласных звуков: при произношении согласных звуков воздушная струя встречает препятствие (губы зубы, язык). Например, дети учатся произносить: М-М-М. Вместе выясняем, что воздушная струя встречает препятствие — губы. Дается понятие «согласный звук». Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие, подкрепляем это понятие символом синего цвета.
  • даём понятие «звонкий и глухой согласный», используя прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если нет — глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка.
  • даём понятие «твёрдый и мягкий звук», предлагая детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, согласного – артикуляционный аппарат напрягается.

Для характеристики согласных звуков использую символы: твердый — синий квадрат; зеленый квадрат – мягкий; желтый колокольчик — звонкий звук, перечеркнутый колокольчик – глухой звук.

4. Формирование механизма навыка чтения

Предпосылкой для формирования навыка чтения является звуко-буквенный анализ слов, запоминание образа буквы и работа со словом при знакомстве с гласными и согласными звуками.

Приёмы работы со словом:

  • назвать слово по слогам;
  • назвать количество слогов в слове;
  • назвать первый слог, второй;
  • назвать количество звуков в первом слоге, во втором слоге;
  • назвать звуки по порядку;
  • сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по порядку;
  • сколько согласных;
  • назвать первый звук, последний, третий,
  • обозначить звуки буквой.

Далее слово прочитывается, печатается в тетради. Со словом составляется предложение. Весь материал для чтения и звукового анализа подбирается таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Занятия проводятся в игровой форме, что вызывает интерес и желание детей. Дети постепенно овладевают навыком чтения.

Большую помощь для формирования навыка чтения оказывает таблица педагога – практика Н.А. Зайцева. Таблица изменена в цвете, приближена к традиционному обучению грамоте: гласные буквы – красные, звонкие – синие, глухие – желто-коричневые, твердые – синие, большой квадрат, мягкие – зеленые, квадрат поменьше. Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, различают гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие), овладевают слоговым и слитным способами чтения, минуя пресловутые «муки» слияния. От чтения слов и коротких предложений на карточках дети постепенно переходят к чтению небольших текстов, понимают смысл прочитанного. У них появляется интерес к процессу чтения.

Далее проводится работа по совершенствованию навыка чтения.

Приемы совершенствования навыка чтения:

  1. Частота упражнений в чтении, а не длительность. Лучше читать по несколько предложений в несколько приемов, чем большой по объему текст за один раз.
  2. Чтение про себя с последующими ответами на вопросы по содержанию.
  3. Чтение по образцу. Дети должны видеть, знать, как надо читать.
  4. Щадящее чтение – это чтение 1-2 предложений с кратковременным отдыхом (рассматривание картинок, ответы на вопросы по содержанию…)

Необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ является организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах обучения грамоте, в частности, обучения чтению ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через различные формы, например, круглые столы, индивидуальные беседы и консультации с родителями, размещение информационных листков в уголке для родителей.

Целевые ориентиры ФГОС ДО выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования. Обучение чтению и грамоте в дошкольном возрасте способствует всестороннему и гармоничному развитию ребенка, является одним из условий успешной адаптации к обучению в школе, от степени овладения детьми навыком чтения во многом зависит их успеваемость в школе. Следует помнить, что навык чтения, приобретенный в дошкольном детстве, приносит пользу ребенку только в случае грамотного подхода к процессу обучения.

Таким образом, на этапе завершения дошкольного образования воспитанники с ТНР овладевают умением выделять звуки в словах, у них складываются предпосылки грамотности. Дети могут проводить звуковой анализ слова, владеют слоговым чтением и чтением словами, понимают содержание прочитанного.

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного воспитания: Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Варенцова Н.С., Обучение дошкольников грамоте — М.: Мозаика-Синтез, 2009
  3. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В., Развитие фонематического слуха у дошкольников, М.: АКАЛИС, 1995
  4. Васильева С, Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников — М.: Шола Пресс 1999
  5. Пятница Т.В. Грамота? Да! Пособие по обучению грамоте – Мозырь, ООО ИД «Белый Ветер», 2005
  6. Филякина Л.К. Считайка для малышей. Промакашка для фантазеров/ Под ред. М.В. Ганькиной, А.С. Русакова. – М.: ТЦ Сфера; СПб: Образовательные проекты, 2016
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год