Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Великая русская сказительница — Марья Дмитриевна Кривополенова»
Учим Чтению
Автор: Зукаева Татьяна Николаевна   
21.03.2023 09:58

Проект «Великая русская сказительница — Марья Дмитриевна Кривополенова»Проект «Великая русская сказительница — Марья Дмитриевна Кривополенова»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 месяца).

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Актуальность: Родина…… Она у каждого своя. Для кого-то это целая страна, для кого-то это милый сердцу уголок — его родной край. И сколько бы ни жил человек на земле, Родина для него одна. Воспитание патриотических чувств — задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю. Пинежский край Архангельской области богат своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Знакомство с творчеством пинежских писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае. Поэтому считаем необходимым рассказывать детям об их корнях, прививать им духовно-нравственные ориентиры, научить ценить и испытывать чувство гордости за людей, которые прославили наш край.

 

Одним из таких людей является Марья Дмитриевна Кривополенова, пинежская сказительница, песенница, сказочница. О М. Д. Кривополеновой писали Б. В. Шергин, И. Я. Бражнин, В. В. Личутин, К. П. Гемп, известные ученые-фольклористы, такие как О. Э. Озаровская, А. Д. Григорьев, В.Карнаухова, С.Г. Симина, Н.В. Дранникова. Сказительница стала главной героиней двух повестей – О. И. Ларина «Махоня» и А. П. Рогова «Махонька». Имя Махоньки и среди героев неоконченного романа Ф. А. Абрамова «Чистая книга». М. Д. Кривополенову по праву считают одной из самых ярких сказительниц Русского Севера. В её репертуаре были былины, скоморошины, исторические и лирические песни, духовные стихи. Исполнение сказительницы отличалось музыкальностью, глубокой эмоциональностью.

На сегодняшний день проблема заключается в том, что дети совсем не знают творчества М.Д. Кривополеновой. Причиной низкого уровня знаний детей является то, что детском саду не предусмотрено изучение творчества сказительницы М.Д. Кривополеновой, это с одной стороны, а с другой стороны педагоги считают, что дошкольников рано знакомить её с произведениями. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов не только не знают творчества пинежской сказительницы, но и плохо знают традиции, обычаи, историю своего края, не проникнуты чувством и пониманием значимости изучения культурного наследия Пинежского края.

А также современные родители не владеют достаточной информацией о жизни и творчестве пинежской сказительницы М.Д. Кривополеновой и в большинстве своем не считают необходимым знакомить детей в дошкольном возрасте с творчеством пинежских писателей.

Цель: ознакомление дошкольников с литературным наследием пинежской сказительницы Марьи Дмитриевны Кривополеновой.

Задачи: для детей:

Обучающие:

  • познакомить с жизнью и творчеством пинежской сказительницы М.Д. Кривополеновой, прививать любовь к её творческому наследию;
  • формировать у детей устойчивый интерес к чтению художественных произведений;
  • совершенствовать навыки слушателя: улучшать слуховую память, сохранять внимание при слушании литературных произведений;
  • пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга;

Развивающие:

  • развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к произведениям М.Д. Кривополеновой;
  • развивать познавательные и умственные, творческие способности детей;
  • развивать речевую активность, навыки коммуникативного общения.
  • развивать речь как средство общения; учить строить высказывания.

Воспитательные:

  • воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык произведений М.Д. Кривополеновой;
  • воспитывать нравственные основы личности дошкольника, через восприятие произведений М.Д. Кривополеновой.
  • воспитывать у детей патриотические и гражданские чувства; интерес к культуре родного края; уважение к людям, прославившим наш край.

Для педагогов:

  • создать условия для поддержания интереса детей к творчеству М.Д. Кривополеновой;
  • организовать совместную деятельность детей, родителей и педагогов;
  • мотивировать родителей на развитие семейного чтения.

Для родителей:

  • создавать благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта приобретенного в детском саду;
  • расширять представления родителей о детской литературе;
  • популяризация семейного чтения.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • получают представление о жизни и творчестве сказительницы, о её роли в развитии северного фольклора, а также о жанре, языке произведений и их значении для русского Севера.

Для педагогов:

  • реализация проекта в разных видах детской деятельности;
  • популяризация произведений М.Д. Кривополеновой, активизация чтения её произведений с детьми.

Для родителей:

  • активное участие в реализации проекта;
  • продвижение семейного чтения, усиление роли и места книги в семье;
  • привлечение к совместной работе в проекте с детьми.

Критерии эффективности

  • заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта;
  • 100% выполнение запланированных мероприятий по реализации проекта.
  • положительная динамика данных мониторинга с детьми по реализации образовательной области «Речевое развитие. Чтение художественной литературы».

Основные этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

Цель: повышение теоретической профессиональной компетенции педагогов по вопросам организации проектной деятельности.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор дидактического материала.

Составление плана основного этапа проекта. Определение заданий для детей и родителей.

Анкетирование родителей.

Итоговый продукт: Переход в творческий этап.

2. Практический этап

Цель: Реализация мероприятий проекта в соответствии с тематическим планированием.

3. Заключительный этап

Цель: Подведение итогов проектной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамов, Ф. А. Чистая книга: незаконченный роман / Ф. А. Абрамов; публ. Л. В. Крутиковой-Абрамовой. // Нева. – 1998. – № 11. – С. 22–109.
  2. Иванова Т.Г. Новые материалы к биографии М.Д. Кривополеновой (к 65-летию со дня смерти сказительницы) /Т. Г. Иванова. этнография – 1989. №1. — с.84-89.
  3. Литературный Север: Книга для учащихся 5-8 классов/ сост. Л.С. Скепнер. – Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1995.
  4. Методические рекомендации к программам по литературе (региональный компонент). – Архангельск: Изд-во «Родина Ломоносова», 1994.
  5. Озаровская, О. Э. Пятиречье / О. Э. Озаровская; сост. Л. В. Фѐдорова. – Архангельск: Сев. -Зап. кн. изд-во, 1989. – 336 с.
  6. Патракеева Т.Д. Сказители Пинежья: М.Д. Кривополенова, А.И. Гладкобородова, А.Е. Суховерхова: бибиогр. указ: — Архангельск. Сев. -Зап. Издательство. 1983. — с.138-140.
  7. Пинежские сказители: [сборник/ сост.: Л.А. Житов, Н.Л. Ряхина]. – Архангельск: Правда Севера, 2008
  8. Пономарѐв Б. Литературный Архангельск. – Архангельск: Сев. — Зап. кн. изд-во, 1982. – 191 с. 5. Скепнер, Л. С. Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников: монография. – Архангельск: Помор. гос. университет, 2002. – 239 с.
  9. Рогов А.П. Махонька: Повесть/Рис. В.Бритвина. -М.: Дет. лит., 1987
  10. Хомчук, Н. И. Экспедиции Озаровской / Н. И. Хомчук // Прометей: ист. -биогр. альбом. Т. 13. / сост. В. И. Калугин. – М., 1983.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год