Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Как учить стихи с ребенком?
Учим Чтению
Автор: Ельчанинова Инна Витальевна   
03.04.2023 15:01

Как учить стихи с ребенком?Как учить стихи с ребенком?

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце переполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». (В. Г. Белинский)

Как по-разному люди читают стихи: один – монотонно, вяло, другой – выделяя особенности стихотворного размера, третий – громко, эмоционально и неинтересно. Но мы с удовольствием слушаем того, кто читает стихи так, как разговаривает в жизни, с выражением, четкой речью, переживая эмоции. Можно ли научить этому ребенка? И как вообще учить стихи с детьми дошкольного возраста? Научить можно и нужно. Ведь читая и заучивая стихи с детьми, мы решаем сразу несколько важных задач:

 

  • укрепляем память
  • вырабатываем четкую дикцию
  • расширяем кругозор
  • развиваем творческие способности ребенка
  • воспитываем нравственные качества (любовь к близким, заботу о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.д.).

Решая эти задачи, мы постепенно готовим ребенка к успешному обучению в школе. Успешной учебе способствует память. Все мы прекрасно помним из своего школьного опыта, что детям, которые хорошо и быстро запоминали материал, учиться было гораздо легче. Безусловно, хорошая память – не единственное условие успешной учебы, но без нее учиться намного труднее. К счастью, память можно развивать и улучшать. А когда надо начинать развивать память? Память развивается с детства, чем раньше, тем лучше. И один из способов развития памяти – это заучивание стихов.

Детская память очень восприимчива, все, что мы заучили в детстве, мы помним до глубокой старости. Когда малыш учит стихотворения, он совершенствует свою речь, расширяется его словарный запас, кругозор.

Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот отрезок времени начинает особенно быстро развиваться детская память.

Прежде, чем начать заучивание с ребенком, прочтите стихотворение сами, с выражением. Ещё лучше, если вы будете знать стихотворение наизусть. Затем следует найти в тексте незнакомые или непонятные ребенку слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. Расскажите ребенку о том, кто написал это стихотворение, чему оно посвящено.

Эти приемы приучают малыша к культуре заучивания и облегчают восприятие поэзии. Можно рассмотреть иллюстрации к стихотворению. И вот уже у ребенка формируется образ произведения.

Мы знаем, что каждый человек запоминает стихи по-разному: один – на слух, другому нужно ходить по комнате в ритм стихотворения, а третьим – нужна полная неподвижность. Эти же особенности присущи и детям. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминаются стихи.

Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: вы говорите строчку и бросаете мяч ребенку. Он повторяет и бросает мяч вам обратно и т.д. Когда ребенок немного запомнит стихотворение, можно проговаривать строчки поочередно: вы – первую, малыш – вторую и т.д. Или вы читаете стихотворение, а малыш договаривает концы строк. На первых порах можно ненавязчиво подсказывать или проговаривать текст вместе. Чтобы сохранить интерес у детей младшего дошкольного возраста можно рассказать стихотворение для игрушек (кукле, мишке) или бабушке, дедушке, на домашних праздниках.

Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Хороший метод заучивания стихотворения – мнемотаблица.

Его суть заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, т.е. всё стихотворение зарисовывается схематически. Ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время заучивания.

Выученное стихотворение используйте в подходящих ситуациях, например, наблюдая за животными или природой, или любуясь игрушкой.

Следуя этим несложным рекомендациям и приемам, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать четкую выразительную речь, развить память, что обязательно пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год