Всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста и формирование любви к чтению художественной литературы через проектную деятельность «ЧУДО-Истории» |
Учим Чтению | |||
Автор: Баталова Ирина Владимировна, Маркелова Анна Сергеевна, Шульга Екатерина Анатольевна | |||
30.09.2023 13:13 | |||
Всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста и формирование любви к чтению художественной литературы через проектную деятельность «ЧУДО-Истории»
ГБДОУ детский сад №2 Петроградского района Санкт-Петербурга Современные дошкольники прекрасно осведомлены о сюжетах различных компьютерных игр, являются активными пользователями гаджетов, но затрудняются с ответом на вопрос о любимой сказке и сказочных персонажах. Дети вспоминают самые известные популярные русские народные сказки, как «Колобок» и «Репка», которые знакомы им с раннего детства, или называют современные мультфильмы, например, «Три кота» или «Щенячий патруль».
Несформированность представлений у дошкольников о детской художественной литературе не может не вызывать беспокойства, ведь польза чтения хорошо известна: чтение несет познавательную, воспитательную функции, а также способствует улучшению речевых способностей. Для анализа сложившегося противоречия необходимо было выяснить возможные причины незнания детьми произведений детской художественной литературы. В чем причины возникшей проблемы? Родители действительно мало читают детям, детям трудно запомнить или передать содержание сказки, описать понравившегося героя из-за недостаточной эмоциональной вовлеченности и недостаточного анализа художественного произведения. Решение данной проблемы является актуальным, так как дефицит чтения художественной литературы в жизни ребенка и недостаток культурного воспитания отрицательно влияет на развитие эмоциональной сферы, нравственных качеств будущего поколения. Кроме того, недостаток чтения является одной из педагогических причин низкого уровня развития речи детей. Многие дети плохо выражают свою мысль, обладают маленьким словарным запасом, грамматически неверно оформляют свои высказывания. Нарушения речевого развития приводят также к нарушениям познавательной сферы ребенка, что негативно влияет на освоение образовательной программы и полноценную социализацию. Для решения данной проблемы необходимо было найти эффективные современные педагогические технологии, с помощью которых можно развивать у детей познавательный интерес к чтению, воспитывать эмоциональный отклик на содержание художественных произведений, повышать общую осведомленность о разнообразном миредетской литературы. Была сформулирована цель: создать эффективные педагогические условия для формирования у дошкольников интереса и любви к чтению, их всестороннего личностного развития. Проектная деятельность совместно с родителями, игры и театрализация на основе сюжетов сказочных историй, творчество, методы ТРИЗ-педагогики позволили не только привить детям любовь к чтению, но и способствовали развитию связной речи, коммуникативных навыков, познавательной сферы, ручной моторики, творческих способностей. Поэтому проект получил названии «ЧУДО-Истории». Этот проект помогает детям и взрослым: Читать, Узнавать, Делать (творческие работы), Общаться и Играть. Задачами проекта являются: 1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Проект реализуется следующим образом. В течение месяца педагоги детского сада читают своспитанникамивыбранную родителями из предложенного педагогами списка авторскую сказку или повесть. Истории для чтения выбираются среди авторских литературных произведений российских и зарубежных писателей, считающихся классическими для чтения в дошкольном возрасте, но не включенными в программу, так как эта задача решается в детском саду в часы чтения художественной литературы в соответствии с планом образовательной деятельности. На основе сюжета этих историй педагогами разрабатываютсяразличные игровые и творческие задания, позволяющие ребенку погрузиться в содержание произведения, глубоко понять его смысл, главную идею, пережить чувства героев. Часть заданий ребенок выполняет с родителями дома: дидактические и развивающие игры, творческие работы, игры-бродилки, маршрутные листы, ТРИЗ-задания, а другую часть – в детском саду: квесты, развлекательные досуги, настольно-печатные игры, поделки, театрализацию. Дидактические онлайн-игры совместно с родителями Досуг «День чудных нарядов» За каждое выполненное дома задание ребенок получает отметку-поощрение, что отмечается на специальном стенде-мотиваторе. Таким образом, дети сами видят результаты своей деятельности и могут сравнивать их с результатами других детей, и инициировать родителей к более активному выполнению заданий. Также в группе детского сада организуются конкурсы, к которым ребенок и родителиготовятся заранее. Дети и родители сами определяют победителей конкурса голосованием в группе ВК, а победитель получает приз. В конце месяца, в зависимости от количества выполненных заданий, определяются самые активные ребята и их родители, которые получают итоговую награду. Таким образом, проектная деятельность «ЧУДО-Истории» помогает всем участником образовательных отношений вместе организовать полезный, развивающий и увлекательный досуг!
|