Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению и формирования читательских компетенций у детей дошкольного возраста».
Учим Чтению
Автор: Омельченко Виктория Валерьевна   
21.03.2017 23:56

«Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению и формирования читательских компетенций у детей дошкольного возраста».«Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению и формирования читательских компетенций у детей дошкольного возраста».

«Привить ребенку вкус к чтению –
лучший подарок, который мы можем ему сделать».

С. Лупан.

В настоящее время модернизация общества привела к системному кризису читательской культуры во всем мире, следствием которой является неуклонное снижение интереса к чтению у населения. Телевидение, компьютер, интернет — практически заменили книгу, утрачивается традиция «семейного чтения». В результате, у современных детей наблюдаются: частые речевые нарушения, непонимание прочитанного, неумение выражать собственные мысли.

 

 

Как показывают научные исследования – художественная литература является могучим, действенным средством всестороннего развития детей. Поэтому вопрос воспитания интереса к художественной литературе у подрастающего поколения требуют пристального внимания со стороны педагогов, а также необходимость внедрения современных методов в педагогическом процессе. Существующие нормативные изменения и тенденции, произошедшие сегодня в ДО, требуют от педагога новых форм и подходов в организации совместной деятельности педагога и воспитанников в детском саду.

Л.С. Выготский считал, что именно, именно в ходе совместной деятельности формируются все психические процессы человека — теория культурно-исторической развития личности.

Одной из самых результативных и привлекательных совместных форм является проектная деятельность. Основное предназначение этого метода — создание педагогом таких условий, в которых дети смогут самостоятельно или при помощи взрослого находить и приобретать знания путем исследования, поиска и решения практических задач. Именно в проектной деятельности ребенок взаимодействует не только с детьми и педагогом, но и чувствует себя активным участником процесса, исследует, творит и играет.

Наблюдения за детьми и опрос родителей детей в старшей группе показал, что дети интересуются книгой, если чтению уделяют достаточное внимание в семье ребенка. Поэтому, вовлечение родителей в совместные проекты, с целью формирования устойчивого интереса к чтению, является одной из важных задач. Особенность метода проекта состоит в том, что обязательным условием его реализации является:

  • использование методических разработок;
  • наличие заинтересованности родителей и детей;
  • завершение презентацией результата.

Рассмотрим более подробно этапы проектной деятельности на примере реализованного мною проекта: «Книга – самый лучший подарок».

Вид проекта: информационно-творческий

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители, музыкальный руководитель.

Срок реализации: 2 недели

Актуальность: В современных семьях перестали уделять достаточное внимание книгам. Родителям удобнее дать ребенку в руки пульт от телевизора, планшет или компьютер, которые лишают детей и их родителей живого общения на основе книги. Следствием чего является слабая речевая активность, недостаточное развитие коммуникативных навыков. Дошкольный возраст — это возраст когда закладываются первые читательские компетенции. Поэтому очень важно приобщить ребенка к чтению уже в дошкольном возрасте.

Цель проекта: развитие интереса у детей к детской книге посредством познавательной и творческой деятельности, воспитание бережного отношения к книге.

Задачи:

  • содействовать развитию интереса к художественной литературе, воспитанию любви к книге
  • формировать представления у детей о роли книги в жизни человека
  • познакомить с историей книги и процессом ее создания
  • побуждать детей к аккуратному обращению с книгой.

В ходе проектной деятельности использовала разнообразные методы, способствующие активизации детской деятельности:

  • словесные: чтение и рассказывание, беседа, метод трех вопросов (Что знаем? Что хотим узнать? Где и как найдем ответы?)
  • игровые, практические (совместные действия педагога и ребенка)
  • наглядные (показ иллюстраций, презентаций, картин, фотографий, показ
  • проблемные (эвристическая беседа, проблемная ситуация, решение проблемных задач и заданий, поисковая беседа, эксперимент)

Проект проходил в 4 этапа:

  1. погружение в проект;
  2. организация работы;
  3. реализация проекта (результат-продукт);
  4. презентация.

На первом этапе работы была обозначена проблема и озвучена тема проекта: «Книга – самый лучший подарок». Были поставлены цели и задачи по проблеме отсутствия у детей устойчивого интереса к книге, затруднения в пересказе произведений, выразительности речи. Составлен примерный план проекта и список мероприятий.

Были использованы следующие формы работы:

  • обсуждение проблемной ситуации: «Для чего нужны людям книги?»
  • информирование родителей о начале проекта
  • анкетирование родителей: «Семейное чтение»
  • сбор информации о книгах и детских писателях.

На втором этапе детей познакомили с историей праздника – «Международного дня детской книги» (2 апреля 1943 г.) Было проведено интегрированное занятие: «Путешествие в прошлое. История книги», был создан мини-музей в книжном уголке «История Книги».

На третьем этапе с детьми проводились различные беседы: «Из чего и как делают книгу?», «Как беречь книгу?», «Для чего нужна библиотека?», «Пословицы о книге — народная мудрость, что они означают?», «Книги читать — все знать!». Была организована художественно-творческая деятельность: аппликация «Книжкина больница», рисование: «Моя любимая книга». Каждый день обозначался новой темой, в соответствие с которой организовывалась выставка в книжном уголке. «Мои первые книжки», «Страна сказок», «Мир поэзии» и.т. п.

На заключительном этапе прошли выставки: «Любимые книги моих родителей», Интегрированное занятие с аппликацией «Книжку очень я люблю, ей закладку подарю», «Книга — лучший подарок» (изготовление обложки для книги в стиле скрапбукинг — «книга из вырезок», техника декупаж).

В ходе педагогического процесса использовались различные формы работы с родителями: анкетирование, консультации ( «Книга в жизни ребенка», «Как привить ребенку вкус к чтению»), наглядная информация (памятка «Как приучить дошкольника к чтению», стендовая информация «Читаем вместе с нами»), кроссбукинг (обмен прочитанными книгам) «Семейная библиотека, участие родителей в организации выставок в книжном уголке;

По итогам проекта: «Книга — самый лучший подарок» были достигнуты следующие результаты: дети многое узнали о книге, ее истории и создании; познакомились с профессиями, создающими книгу (иллюстратор, редактор, оформитель); дети стали аккуратней относится к книгам, заботиться о них; родители воспитанников получили полезные консультации и рекомендации по воспитанию любви к книге.

Проектная деятельность очень понравилась детям и их родителям. Каждый проект помогает решать определенный круг заранее запланированных задач и обязательно завершается конечным результатом или продуктом, предоставляя педагогу возможность спроецировать выбранную тему на любые образовательные области и провести ее через разные виды детской деятельности.

Так, например, проект: "Любимый автор" был завершен показом развлечения ко дню рождения писательницы в виде литературной гостиной «Путешествие по стихам Агнии Барто». Альбом «Моя любимая книжка Корнея Чуковского» стал результатом проекта «В стране сказок Корнея Чуковского» в старшей группе, а также было организовано оформление участка в летне-оздоровительный период по сказкам К.И. Чуковского. Проект «Не перевились ещё богатыри на земле русской!» дал представление детям о народных былинах и ее героях и главных исторических событиях своей страны. Благодаря этому проекту, дети испытали чувство гордости за героическое прошлое своей страны и ее воинов, многое узнали об армии, что позволило осуществить задачи патриотического воспитания, который завершился коллективной творческой работой "Тридцать три богатыря" и стенгазетой "Мой папа-солдат. " Проекты: "Юный писатель", «Мои первые стихи» помогли развить у детей способности к сочинительству, целенаправленному восприятию стихотворного текста; сформировать навыки грамматически правильного оформления детских высказываний — что успешно помогло решить задачи по воспитанию чуткости к художественному слову и формированию детских интересов и предпочтений.

Потенциал проектной деятельности разнообразен и имеет неограниченные возможности его использования в педагогическом процессе.

По итогам внедрения проектной деятельности в педагогический процесс, с целью повышения интереса у детей к чтению, хочется отметить, что дети стали проводить больше времени в книжном уголке, уделять внимание книгам, обращаться к взрослым с просьбой почитать, у них активизировалась любознательность — стали чаще задавать вопросы, рассуждать и рассказывать истории, принимать активное участие в совместной деятельности и побуждать к ней своих родителей.

Таким образом, проектный метод является успешной технологией вовлечения в совместную деятельность детей и взрослых, где педагог из транслятора готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности, помогая своим воспитанникам освоить универсальные компетенции, которые пригодятся им в будущем.

Внедрение проектной деятельности, как инновационной формы работы, позволило повысить эффективность воспитательной работы педагога с детьми и их родителями, вызывать у них интерес и желание активного участия во всех процессах с целью развития интереса к художественной литературе, формирования культуры чтения и воспитания в дошкольниках будущих читателей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год