Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Развитие предпосылок читательской грамотности в детском саду компенсирующего вида
Учим Чтению
Автор: Тыкынаева Надежда Витальевна   
19.12.2025 15:21

Развитие предпосылок читательской грамотности в детском саду компенсирующего видаРазвитие предпосылок читательской грамотности в детском саду компенсирующего вида

Тыкынаева Надежда Витальевна, учитель-логопед

Книги…кто ответит на вопрос, нужны ли они человечеству в пору бурного развития информационных технологий и увеличения количества умных гаджетов? Люди все реже берут в руки печатную книгу, ведь сейчас почти любую информацию можно найти во всемирной сети. А как быть детишкам дошкольного возраста, которые еще пока не научились читать? Нужно ли прививать малышам любовь к книге, воспитывать читательский интерес уже в детском саду? В нашем дошкольном образовательном учреждении — детском саду № 1 «Теремок», компенсирующего вида, в котором воспитываются и обучаются ребята с нарушениями речевого развития, каждый педагог ответит: «Конечно же, да!»

 

Дошкольный возраст – важный этап развития и воспитания личности. В этот период происходит становление речи и её формирование, ребёнок усваивает звуки родного языка, учится правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. Речь влияет на формирование мышления и воображения ребёнка. У детей с проблемами речевого развития процесс овладения речью проходит намного медленнее и сопровождается большими трудностями. Перед педагогами стоит огромная задача помочь каждому ребенку преодолеть речевые несовершенства, качественно подготовить его к дальнейшему школьному обучению. Для того, чтобы речь стала средством общения, необходимо создать условия, побуждающие ребёнка осознанно овладевать искусством владения словом. Одним из таких условий является воспитание у детей интереса к художественной литературе. Процесс «общения» ребёнка с книгой — это процесс становления в нём личности. Хорошая, поучительная книга воспитывает добрые чувства, заставляет детей сопереживать героям, а также прививает интерес и любовь к родному языку.

Художественная литература развивает образное мышление ребенка, обогащает его духовно, развивает эмоциональный интеллект. С помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное.

В работе над проблемой формирования предпосылок читательской грамотности у детей с речевыми нарушениями, на ступени дошкольного образования, наш педагогический коллектив выделил несколько направлений.

В первую очередь, особое внимание уделяется обогащению предметно-развивающей среды детского сада. В каждой группе компенсирующей направленности созданы мини-библиотеки, читательские уголки, где подобраны книги, соответствующие возрасту детей, по всем лексическим темам, которые изучаются, в соответствии с тематическим планированием, в течение учебного года. Тематика книг очень разнообразна: это мир животных, растений, людей, явления общественной жизни, транспорт, профессии, значимые праздничные и памятные события и даты, патриотическое воспитание, добрые и поучительные сказки, стихи детских поэтов, разные энциклопедии и познавательная литература для дошкольников.

Большая работа по ознакомлению с художественной литературой происходит на специально организованных занятиях. После прочтения художественного произведения педагогом, дети делятся своими впечатлениями, высказывают свое отношение к героям произведения, пересказывают содержание. Также, в свободное время, дети под руководством педагогов разыгрывают сценки по любимым сказкам. Все это способствует развитию связной диалогической и монологической речи детей, помогает более свободной коммуникации между ними в группе.

По прочитанным в детском саду литературным произведениям проводятся викторины, выставки книг, организуются сюжетно-ролевые игры. Регулярно работают «мастерские» по ремонту, это позволяет воспитывать бережное отношение к печатной книге. Особое внимание уделяется заучиванию стихотворных произведений наизусть. Большую помощь в этой работе оказывают семьи наших воспитанников. Родители активно включаются во все мероприятия, проводимые в группах: изготавливают совместно с детьми книжки-самоделки, готовят исследовательские проекты, а также читают детям дома рекомендованные книги по лексическим темам.

Ежедневно, с учителями-логопедами, ребятишки повторяют стихи и стихотворные пальчиковые игры по лексической теме. Большая систематическая работа проводится по обучению детей элементам грамоты. На этих занятиях дети знакомятся со звуками и буквами, развивают фонематический слух, учатся складывать буквы в слоги и слова и прочитывать их. Выпускники наших логопедических групп, в основной массе, уходят в школу с первоначальными навыками чтения.

Хорошим результатом целенаправленной, кропотливой работы воспитателей, учителей — логопедов по привитию интереса детей к художественному слову, можно считать то, что уже в течение почти двадцати лет наш детский сад является организатором популярного в районе конкурса чтецов среди воспитанников ДОУ. Ежегодно наши ребята занимают призовые места, наравне соревнуясь в выразительном чтении стихотворных произведений с детьми из других детских садов, не имеющих проблем с речью.

Конкурс чтецов позволяет воспитывать у детей с речевыми нарушениями положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям, формировать выразительную сторону речи.

Тема конкурса ежегодно меняется. Она может быть приурочена к какому-либо значимому событию в жизни страны или юбилейной дате.

Такие конкурсы чтецов являются красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность.

Следующим важным направлением работы по развитию предпосылок читательской грамотности является сотрудничество нашего детского сада и городской детской библиотеки. Сотрудники библиотеки принимают активное участие в мероприятиях детского сада, в качестве членов жюри – в конкурсах чтецов. Наших ребятишек всегда ждут в библиотеке на интересные экскурсии и тематические встречи. Работник библиотеки помогают советами воспитателям, знакомят с новинками детской литературы.

Таким образом, систематическая работа по формированию у дошкольников с нарушениями речи предпосылок читательской грамотности дает свои плоды. Наши дети выпускаются в школу с определенным багажом знаний, они любят и умеют бережно обращаться с книгами, умеют слушать и анализировать художественные произведения, знают детских поэтов и писателей, знакомы с детской библиотекой. Все это помогает ребятам успешно адаптироваться к школе и дружить с книгами в дальнейшей жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год