Формирование основ художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста |
Учим Чтению | |||
Автор: Князева Елена Юрьевна | |||
20.08.2025 08:33 | |||
«Нельзя быть педагогом, не овладев тонким эмоционально-эстетическим видением мира» В.А. Сухомлинский В связи с растущей важностью духовного развития человека, эстетическое воспитание и его организация приобретают новое значение в обществе. Все чаще подчеркивается необходимость формирования личности через культуру, воспитания человека, который умеет ценить, творчески осваивать, сохранять и приумножать культурные ценности, как отечественные, так и мировые. Художественная культура – это не только форма познания мира, но и активное взаимодействие с ним. Она охватывает широкий спектр деятельности: от изучения существующих произведений искусства и собственного творчества до сохранения культурного наследия и распространения знаний о нем. Искусство, как неотъемлемая часть всестороннего образования, играет ключевую роль в формировании целостной и гармонично развитой личности, что подчеркивает А.А. Леонтьев.
По словам выдающегося психолога Б.М. Теплова, искусство – это школа, обучающая нас воспринимать, воображать и чувствовать. Развивая в человеке способность тонко воспринимать окружающее, искусство открывает новые горизонты для познания мира. Теплов также отмечал, что искусство охватывает всю полноту человеческой психики, затрагивая не только воображение и эмоции, но и мыслительные процессы и силу воли. Это объясняет его огромное значение для формирования сознания, самосознания, нравственных ценностей и мировоззрения. Таким образом, художественное воспитание выступает как одно из самых эффективных средств для достижения всестороннего и гармоничного развития личности. Народное искусство – это неотъемлемый элемент культуры, наполненный мощным духовным потенциалом, идеалами красоты и нравственности, а также верой в торжество добра и справедливости. Слушая произведения устного народного творчества, ребенок не только осваивает богатство родного языка, но и, постигая его красоту и выразительность, приобщается к культуре своего народа и формирует о ней первые представления. В моей работе я активно применяю разнообразные формы русского устного народного творчества, такие как сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки, колыбельные и загадки. Русские народные сказки особенно ценны своим богатым языком, изобилующим выразительными средствами – сравнениями, эпитетами, синонимами и антонимами (например, "красна девица", "добрый молодец", "встань передо мной, как лист перед травой"). Эти элементы не только делают сказки более образными и насыщенными, но и стимулируют творческое развитие детей дошкольного возраста. Кроме того, сказки прививают детям важные социальные навыки: правила вежливого общения, умение выражать просьбы и уважительное отношение к старшим, что наглядно демонстрируется в таких фразах, как "поклонился в пояс", "ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила" и "Здравствуй, кумушка, хлеб да соль". Изучая народное искусство, дети обогащают свой внутренний мир, постигая мудрость предков, их духовные ценности, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, понимание значимости добросовестного труда, уважение к личности и бережное отношение к окружающему миру. В художественно-эстетическом воспитании дошкольников особое место занимает народное декоративно-прикладное искусство. Через демонстрацию изделий народных мастеров я формирую у детей любовь к своей стране, к народному творчеству и уважение к любому труду. Чтобы дошкольники развивались в художественно-эстетическом плане, им необходимо активно творить, а не только созерцать красоту. Детский сад ставит своей целью развитие этих чувств через регулярные занятия: музыку, литературу, рисование, лепку и аппликацию. Особенно ценно, когда воспитатель помогает детям осваивать принципы композиции, подбора цветов и создания узоров. Игра является мощным инструментом для формирования первых эстетических оценок и художественного вкуса. Нельзя недооценивать роль художественных игрушек, в частности, традиционных народных изделий, в этом процессе. Личный пример воспитателя, его искренний восторг перед прекрасным, является незаменимым для становления художественного вкуса у детей. В своей работе знакомлю детей со сферами деятельности художественно-эстетического воспитания:
Предлагаю родителям вместе с детьми отправиться на выставки, в музеи и на народные гулянья. Такой совместный досуг позволит им приобщиться к культуре родного народа. В.А. Сухомлинский подчеркивал: "Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине… Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина".
|