Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Формирование основ художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста
Учим Чтению
Автор: Князева Елена Юрьевна   
20.08.2025 08:33

Формирование основ художественной литературы у детей старшего дошкольного возрастаФормирование основ художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста

«Нельзя быть педагогом, не овладев тонким эмоционально-эстетическим видением мира» В.А. Сухомлинский

В связи с растущей важностью духовного развития человека, эстетическое воспитание и его организация приобретают новое значение в обществе. Все чаще подчеркивается необходимость формирования личности через культуру, воспитания человека, который умеет ценить, творчески осваивать, сохранять и приумножать культурные ценности, как отечественные, так и мировые.

Художественная культура – это не только форма познания мира, но и активное взаимодействие с ним. Она охватывает широкий спектр деятельности: от изучения существующих произведений искусства и собственного творчества до сохранения культурного наследия и распространения знаний о нем. Искусство, как неотъемлемая часть всестороннего образования, играет ключевую роль в формировании целостной и гармонично развитой личности, что подчеркивает А.А. Леонтьев.

 

По словам выдающегося психолога Б.М. Теплова, искусство – это школа, обучающая нас воспринимать, воображать и чувствовать. Развивая в человеке способность тонко воспринимать окружающее, искусство открывает новые горизонты для познания мира. Теплов также отмечал, что искусство охватывает всю полноту человеческой психики, затрагивая не только воображение и эмоции, но и мыслительные процессы и силу воли. Это объясняет его огромное значение для формирования сознания, самосознания, нравственных ценностей и мировоззрения. Таким образом, художественное воспитание выступает как одно из самых эффективных средств для достижения всестороннего и гармоничного развития личности.

Народное искусство – это неотъемлемый элемент культуры, наполненный мощным духовным потенциалом, идеалами красоты и нравственности, а также верой в торжество добра и справедливости. Слушая произведения устного народного творчества, ребенок не только осваивает богатство родного языка, но и, постигая его красоту и выразительность, приобщается к культуре своего народа и формирует о ней первые представления.

В моей работе я активно применяю разнообразные формы русского устного народного творчества, такие как сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки, колыбельные и загадки. Русские народные сказки особенно ценны своим богатым языком, изобилующим выразительными средствами – сравнениями, эпитетами, синонимами и антонимами (например, "красна девица", "добрый молодец", "встань передо мной, как лист перед травой"). Эти элементы не только делают сказки более образными и насыщенными, но и стимулируют творческое развитие детей дошкольного возраста. Кроме того, сказки прививают детям важные социальные навыки: правила вежливого общения, умение выражать просьбы и уважительное отношение к старшим, что наглядно демонстрируется в таких фразах, как "поклонился в пояс", "ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила" и "Здравствуй, кумушка, хлеб да соль".

Изучая народное искусство, дети обогащают свой внутренний мир, постигая мудрость предков, их духовные ценности, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, понимание значимости добросовестного труда, уважение к личности и бережное отношение к окружающему миру. В художественно-эстетическом воспитании дошкольников особое место занимает народное декоративно-прикладное искусство. Через демонстрацию изделий народных мастеров я формирую у детей любовь к своей стране, к народному творчеству и уважение к любому труду.

Чтобы дошкольники развивались в художественно-эстетическом плане, им необходимо активно творить, а не только созерцать красоту. Детский сад ставит своей целью развитие этих чувств через регулярные занятия: музыку, литературу, рисование, лепку и аппликацию. Особенно ценно, когда воспитатель помогает детям осваивать принципы композиции, подбора цветов и создания узоров. Игра является мощным инструментом для формирования первых эстетических оценок и художественного вкуса. Нельзя недооценивать роль художественных игрушек, в частности, традиционных народных изделий, в этом процессе. Личный пример воспитателя, его искренний восторг перед прекрасным, является незаменимым для становления художественного вкуса у детей.

В своей работе знакомлю детей со сферами деятельности художественно-эстетического воспитания:

  • знакомство с традиционными видами народного творчества ( «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка» и др.);
  • знакомство с народными костюмами;
  • выставки детских работ;
  • национальные праздники ( «Масленица», «Пасха» и другие);
  • уроки ручного творчества (работа с глиной, изготовление поделок из природного материала, бумаги (оригами).

Предлагаю родителям вместе с детьми отправиться на выставки, в музеи и на народные гулянья. Такой совместный досуг позволит им приобщиться к культуре родного народа. В.А. Сухомлинский подчеркивал: "Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине… Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина".

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 31 (393) выйдет
27 августа 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год