Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Разработка урока литературного чтения 3 класс
Учим Чтению
Автор: Наталья Булак   
03.03.2014 23:45

Разработка урока литературного чтения 3 классТема: «Сказка- умница и прелесть- с нами рядышком живет»                                                                                              Русская народная сказка  «Иван - царевич и Серый  Волк».
Цель: уточнение знаний учащихся о сказке, ознакомление обучающихся с произведением устного народного творчества «Иван - царевич и Серый  Волк».
Задачи:
•             формировать навык осознанного чтения текста с целью понимания прочитанного, его интерпретации и оценки.
•             развивать критическое мышление, творческое воображение;
•             воспитывать умение слушать и уважать мнение товарищей, учиться высказывать свои мысли, обосновывать свою точку зрения;
•             повышать познавательное отношение к прочитанному;
•             уметь рассуждать о прочитанном, при анализе художественного произведения обращаться к тексту, понимать позицию автора;
•             проявлять готовность к литературному творчеству, способность резюмировать информацию, излагать идеи, чувства, представления в нескольких словах.
Используемые приёмы:прогнозирование,чтение с остановками, прием ассоциации, составление синквейна, «наглядного мозгового штурма»-кластера, дискуссия.
Оборудование:аудиозаписи музыки мелодии для релаксации, картина Васнецова В.М.«Иван - царевич на Сером  Волке» , иллюстрации к сказке, толковые словари
Ход урока. Стадия вызова. Организационный момент.
-Здравствуйте, дорогие ребята.  Наш  урок я хочу начать с чтения небольшого четверостишия. Ваша задача: попробовать определить тему урока литературного чтения.(Прием прогнозирования)
Эмоциональный настрой (мелодия для релаксации)
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
- Кто может сформулировать тему урока? Какие слова подсказали тему урока?
Тема урока: «Сказка- умница и прелесть- с нами рядышком живет» (на доске запись)                                                                                          
Предлагаю уточнить ваши знания  о сказке. Для этого каждой группе предлагаются свои задания под № 1.
Работа в группах. 1 задание.
1 группа-Что такое сказка? (Дети предлагают свои варианты ответов)  выбери правильное утверждение.
Из предложенных мной вариантов выберите верное.По окончании работы, покажите готовность группы к ответу.
1) Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.  (верное Ожегов С.И.)
2) Сказка – это научно-фантастическое произведение.
3) Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
2 группа- работа с толковыми словарями по определению «сказка». По окончании работы, покажите готовность группы к ответу.
Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
СКАЗКА, -и, ж. 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическоепроизведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных,фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки Пушкина. 2. Выдумка,ложь (разг.). Бабьи сказки (пустые слухи, сплетни; пре-небр.). 3. сказка. Тоже, что чудо (в 3 знач.) (разг.). Костюм получился - с.! * Ни всказкесказать, ни пером описать - в народной словесности: о ком-чем-н. оченьхорошем, красивом. II уменъш. сказочка, -и, ж. (к 1 знач.). II прил.сказочный, -ая, -ое (к 1 знач.). С. жанр. Сказочные герои.;
СКАЗКА, -и, ж. Список лиц, подлежащих обложению подушной податью.Ревизские сказки (составлявшиеся при ревизии).
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова
СКАЗКА сказки, ж. 1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях. Русские народные сказки. Арабские сказки. Сказки о животных. Фантастические сказки. Стану сказывать я сказки. Лермонтов. Не за былью и сказка гоняется. Пословица. Сказка - складка, песня - быль. Пословица. || Литературное произведение того же характера. Сказка о рыбаке и рыбке Пушкина. Сказки Андерсена. || перен. Нечто фантастическое, заманчивое. Не жизнь, а сказка. 2. Неправда, ложь, вымысел, то, чему никто не верит (разг.). - Что
3 группа- составление синквейна по теме «Сказка». По окончании работы, покажите готовность группы к ответу.
Сказка.                                                           Сказка.                                                                  Сказка.
Волшебная, таинственная.              Мудрая, загадочная.                                                   Волшебная, загадочная.
Учит, заинтриговывает, запутывает.     Колдует, интересует, учит.         Удивляет, учит задуматься.
Сказку прочитай - секрет её узнай.            В ней добро побеждает зло.                   Все очень любят сказки.
Волшебство.                                                   Волшебница.                                                      Тайна.
4 группа - составление кластера «Виды сказок» (народные – авторские: волшебные, бытовые, о животных). По окончании работы, покажите готовность группы к ответу.
Свободные высказывания ребят.
Работа в группах. 2 задание- определить название сказки по иллюстрациям.(Прием прогнозирования)
Сегодня мы начнем знакомство с РНС «Иван-царевич и Серый Волк»
Стадия осмысления содержания. Знакомство с новым произведением. Чтение с остановками.
- О чём нам может сообщить заглавие? Как вы думаете, о чём будет это произведение?
Учебник стр. 52- 1 часть.

- Читаем до слов: «Он видит, на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки». На этом мы прервём чтение.

Прогнозирование.

- Как Вы думаете, что будет дальше? Почему? Какое чувство вы сейчас испытываете?

- Найдите, как в сказке называют того, кто воровал яблоки? (похитник)

- Почему старший и средний братья не смогли поймать похитника?

- Что помогло Ивану  не заснуть? (умывался росой с травы)

- Как поняли выражение «Как его сон задолит, он росой с травы умоется…» (сон осилит, сон сморит)

- Дочитываем первую часть до конца страницы 53.

- Что принес Иван царю Берендею в память от похитника? (золотое перо)

- Как вы думаете, для чего он принес перо Жар- птицы?

- Для чего царю понадобилась Жар- птица?

-- Как Вы думаете, что будет дальше? Почему?

Учебник стр. 54- 2 часть.

- Читаем про себя до слов: «Ну что же,-думает- взялся- делать нечего. И пошел пеший».

Работа в группах. 3 задание.- Какая пословица подойдет к этому эпизоду? (прием ассоциации)

1.Взялся за гуж, не говори, что не дюж. (гуж- кожаная или веревочная петля, которая скрепляла хомут лошади с дугой, дюж-тяжелый груз или  тяжелая телега )

2.Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.

3. Попятишься назад, раком назовут.

4. Трус и таракана принимает за великана.

Учебник стр. 54- 2 часть. Работа над текстом.

- Читаем до слов: «Садись на меня да держись крепче». На этом мы прервём чтение.

- Какая из рассмотренных нами иллюстраций подойдет к этому фрагменту?

Учебник стр. 54- 2 часть. Работа над текстом.  Чтение буксиром.

- Можно ли на этом закончить сказку? Почему?

Рефлексия. Итог урока. Выслушиваются мнения детей.

- Какие герои встретились в этих  частях?

Работа в группах. 4 задание.- Подумайте и обсудите в группе: к какому виду сказок можно отнести прочитанное произведение? Докажите свой выбор в кластере.

Вывод: Это волшебная сказка. Начинается волшебная сказка с того, что главный герой уходит из родного дома, а затем – и из обычного мира. Поиски, сражения – все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего происходит в чужом, странном мире. Здесь встретишься с Кощеем Бессмертным и Бабой Ягой, Сивкой-буркой и Жар-птицей. Здесь есть и чудесные предметы: скатерть-самобранка, клубочек, дудочка волшебная. Есть и герои-помощники. В такой сказке возможно любое чудо!

Домашнее задание:

Дочитать сказку.

1 группа: рисунок к понравившемуся эпизоду или поделку одного из героев сказки.

2 группа:по желанию выучить отрывок из стихотворения И.Сурикова «Детство».

3 группа: подобрать пословицы к сказке.

4 группа: озаглавить части.

В заключение хочу поблагодарить вас за работу, особенно тех, кто принял активное участие в уроке. И пожелать вам вырасти добрыми и надёжными людьми. Помните о том, что жизнь дана на добрые дела.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (227) выйдет
22 января 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (226) за 2022 год
Скачать Номер 2 (225) за 2022 год
Скачать Номер 1 (224) за 2022 год
Скачать Номер 52 (223) за 2021 год
Скачать Номер 51 (222) за 2021 год
Скачать Номер 50 (221) за 2021 год
Скачать Номер 49 (220) за 2021 год
Скачать Номер 48 (219) за 2021 год
Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год