Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности развития и воспитания детей с РАС в семье
Дефектология
Автор: Ишкова Наталья Сергеевна   
17.02.2022 22:35

Особенности развития и воспитания детей с РАС в семьеОсобенности развития и воспитания детей с РАС в семье

Автор: дефектолог Ишкова Наталья Сергеевна

Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка. Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3-6 случаях на 10000 детей, обнаруживается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Долгое время эта загадочная болезнь (аутизм) считалась неизлечимой. Однако уже сейчас в мире есть немало примеров успешного преодоления диагноза. В большинстве случаев это заслуга ранней диагностики, биомедицинского лечения и упорных занятий с ребенком по системе психолого-педагогической коррекции по 30-80 часов в неделю. Благодаря этому сотни семей получили надежду на исцеление и полноценную жизнь.

Сегодня родители ребенка с диагнозом «аутизм» оказываются перед огромной проблемой: как организовать помощь ребенку? Где найти специалиста, у которого есть опыт работы с такими детьми? Где может обучаться такой особенный ребенок?

 

Итак, аутизм – это нарушение развития, которое влияет на способность ребенка общаться с другими людьми, воспринимать и понимать окружающий мир. Про таких детей часто говорят, что они «живут в себе», «с другой планеты». Спектр особенностей этого нарушения очень широк. Кто-то из аутистов очень замкнут и странен в поведении, а кто-то обучается способам коммуникации и живет, самостоятельно обслуживая себя.

Ключевая роль в работе с аутичными малышами отводится родителям. Родителям ребенка – аутиста необходимо хорошо представлять себе причины состояния ребенка, особенности его диагноза, чтобы контролировать ситуацию, знать, как помочь ребенку справиться с какой-либо бытовой задачей, поддержать его. Необходимо быть уверенным в своей родительской позиции. Ребенок с РАС показывает трудное поведение вследствие своего диагноза, а не потому, что у него плохие родители. Не должно быть ложного стыда или вины за своего ребенка! Уверенная позиция родителей является весомым ресурсом для ребенка в выстраивании коммуникации с окружающим миром.

Обучение ребенка – аутиста требует большого терпения, такта и стрессоустойчивости. Основная работа по воспитанию и обучению аутичного ребенка ложится на близких. «Невозможно помочь такому ребенку, если позиция его близких людей лишь пассивно страдательна». Существуют методики, разработанные специалистами, которые на практике показали стойкие положительные результаты: ABA – терапия, DIR/Floortime. Специалисты могут помочь, поддержать, но путь освоения мира аутичный ребенок может пройти только вместе с близкими. Это потребует от родителей и близких ребенка большого мужества и выдержки, которые позволят посмотреть в глаза реальности и принять правду такой, какая она есть. Семья и семейное окружение – важнейший ресурс для родителей аутичного ребенка. Только совместными усилиями можно помочь ребенку безболезненно контактировать с далеко не всегда понятным для него миром.

Родителям ребенка с РАС приходится очень непросто, задача родственников не учить, не критиковать, а поддерживать их. Всем членам семьи необходимо четко следовать единым принципам и требования в воспитании и обучении, помогать друг другу и давать эмоциональную поддержку.

При организации жизненного пространства ребенка с РАС необходимо придерживаться некоторых правил. Четкость распорядка и режима дня. Для такого ребенка важна абсолютная предсказуемость, постоянство, что с ним происходит каждый день. Это очень стабилизирует его эмоциональное состояние и поможет в формировании бытовых и учебных навыков. Заранее надо обсуждать и готовить ребенка к запланированному посещению общественных развлекательных мест. Не надо забывать, что походы в шумные места – цирк, театр, детские представления – всегда испытание для ребенка с РАС, он не получает от них удовольствия. Поэтому тщательно надо взвешивать и принимать решение о такой форме отдыха с ребенком. Им очень важна размеренность и предсказуемость жизни – они гуляют по определенным маршрутам, носят одну и ту же одежду, едят из определенной тарелки, определенную еду. Такие дети часто боятся больших или ростовых игрушек. Родители должны помнить, что детям с РАС очень дороги старые игрушки, разные обломки и веревочки. Они любят части игрушек больше, чем целые игрушки. Отбирать обломки у малышей ни в коем случае нельзя, а новые игрушки следует предлагать осторожно, ни в коем случае не навязывая. Такой ребенок всегда все замечает и запоминает, и неправильное поведение родителей может привести к утрате доверия к ним со стороны малыша.

Поэтому очень важна постепенность освоения нового. Новое необходимо вводить порционно и очень медленно, только после того как ребенок привык к предыдущему.

Очень важно правило последовательности – если ребенку сказано «нельзя» или «нет», это окончательное решение. Этого правила должны придерживаться все члены семьи, взаимодействующие с ребенком.

Нельзя забывать про простоту и доступность инструкций. Лучше разбивать инструкции на максимальное количество этапов или действий.

В настоящий момент родители детей-аутистов могут рассчитывать на помощь со стороны государства, коммерческих и общественных организаций. В идеале на помощь семье аутичного ребенка должна прийти целая команда профессионалов, которые должны суметь завоевать доверие ребенка. С таким ребенком обязательно много лет подряд должны заниматься специалисты различного профиля – психологи, психиатры, логопеды, дефектологи, врачи ЛФК, массажисты, тьюторы. Занятия должны проходить в атмосфере доброжелательности. Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Постоянная работа специалистов с ребенком с РАС и, желательно, его семей является залогом успешного развития и положительной динамики. При одинаковой тяжести ранних предпосылок судьба ребенка с РАС может сложиться совершенно по-разному. Родители должны надеяться и активно участвовать в абилитации ребенка вместе с командой специалистов.

Детям с диагнозом аутизм и его родителям нужна наша помощь, понимание и терпимость. И если вы увидите ребёнка, орущего и катающегося по полу в супермаркете, подумайте, что он на самом деле вовсе не избалован родителями, а оглушён и напуган навалившимися на него ощущениями. Или, может быть, это единственный доступный ему способ выразить свой протест, достучаться до нас из его реальности. А его маме, в этот момент пытающейся помочь своему ребёнку, совсем не нужны замечания или неуместное внимание окружающих. Всё, что ей нужно — это просто понимание, а иногда — элементарная физическая помощь: вовремя поддержанная дверь или поданная сумка.

Задача нашего общества – протянуть руку помощи особым детям и помочь им адаптироваться в нашем мире!

Список литературы:

  1. Степанова О.В. Солнечный мальчик: книга для родителей, воспитывающих особых детей. — СПб,: Речь, 2014. – 80с.
  2. Семейное устройство детей с особыми потребностями: Книга для родителей. М.: АНО Центр «Про — мама», 2015. -264с.
  3. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – Изд. 7-е – М.: Теревинф, 2016. -128с. – (Особый ребенок).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год