Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Факторы успешного воспитания детей с нарушениями в развитии
Дефектология
Автор: О. А. Колесникова В. В. Яцюк   
21.12.2022 08:21

Факторы успешного воспитания детей с нарушениями в развитииФакторы успешного воспитания детей с нарушениями в развитии

  • О. А. Колесникова
  • В. В. Яцюк

МКДОУ ШР «Детский сад №1 «Буратино», г. Шелехов, Российская Федерация

Аннотация. В статье дается трактовка понятия «взаимодействие педагогов и родителей», анализируются современные проблемы организации взаимодействия детского сада и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Описан опыт работы, позволяющий повысить эффективность совместной работы.

Ключевые слова: обучающийся с ОВЗ, участники образовательных отношений, воспитание дошкольника.

 

Модернизация образования определила приоритеты образовательной политики в области коррекционной педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». [2. ст. 2]

«Участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность». [2. ст. 2]

Взаимодействие участников образовательных отношений, обеспечивающих профилактику и коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, подразумевает систему образовательной деятельности «команды», направленную на успешную коррекцию и развитие каждого ребенка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта в конкретной социальной среде; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья; коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Одним из важных факторов успешного воспитания детей с нарушениями в развитии, является активное участие семьи в образовательном процессе.

«Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Организации. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей». [1. 43]

Основная роль в воспитании ребенка принадлежит семье, которая является хранительницей культурных традиций, служит примером взаимоотношений, воспитывает отношение к труду, старшим, учёбе, формирует моральные ценности.

Опыт отношений в семье передается поколениями, важно чтобы он был положительным и не расходился с принятыми устоями в обществе.

Наш педагогический опыт работы позволяет утверждать об увеличении количества семей с низкой социальной позицией. Родители предъявляют требования к образовательным организациям, зачастую перекладывая на педагогов родительскую ответственность.

У большинства современных родителей низкая заинтересованность, отсутствие желания включаться в совместную работу с педагогами. Родители растеряны, иногда агрессивны, бывает равнодушны.

Противоречия между педагогами и родителями также возникают из-за различных подходов к процессу воспитания, большого количества требований, предъявляемых друг другу, различного уровня воспитания родителей и педагогов.

«Следует отметить, что существует проблема осознания необходимости участия в образовательном процессе в тесной связи с практической деятельностью ДОО семьями воспитанников». [2. стр. 9]

Педагоги не могут заменить семейное воспитание, но способны обратить внимание родителей на существующие проблемы и попытаться совместно их решить. Активное участие семьи в образовательном процессе дошкольной организации является залогом успешного воспитания детей.

«Эффективность семейного воспитания возрастает, если оно дополняется воспитательной системой других образовательных институтов, с которыми у семьи должны складываться отношения взаимодействия и сотрудничества. В основе такого взаимодействия должна лежать идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность». [1. стр. 27]

Все семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.

Решение перечисленных проблем требует построения адекватной системы взаимодействия педагогов с родителями, способную обеспечить успешное воспитание ребенка.

Задачи, оптимизирующие работу педагогов с родителями

Оказывать помощь родителям в адаптации к состоянию (болезни) ребенка.

Обучать родителей грамотному взаимодействию с педагогами.

Создавать условия для совместного планирования образовательной деятельности.

Систематически представлять информацию родителям о деятельности педагогов и ребенка в дошкольной организации.

Формировать родительскую ответственность и компетентность в вопросах профилактики и коррекции нарушений развития ребёнка.

Учитывать инициативу и пожелания семей воспитанников в организации образовательного процесса.

Активизировать социальную позицию родителей, восстанавливать и расширять социальные связи, искать возможность членам семьи опереться на свои собственные ресурсы

Формировать отношения партнёрства и доверительности с родителями воспитанников.

Анализировать полученные результаты.

Эффективные формы работы для решения поставленных задач

Беседы, размещение материалов на сайте группы, стенде, изготовление буклетов, брошюр, позволяет информировать родителей о закономерностях и особенностях развития ребенка, возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка.

Индивидуальное консультирование позволяет искать решения проблемных ситуаций педагогического характера, оценивать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка.

Семейное консультирование позволяет поддерживать семью в преодолении эмоциональных нарушений в семье.

Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей с использованием эффективных методов воспитательного воздействия на самого ребенка являются результативным способом обучения родителей.

Групповая работа (организация работы родительских и детско-родительских групп), обучает взаимодействию с собственным ребенком, применению современных коррекционно — развивающих технологий.

Групповая работа проводится при проведении родительских собраний, мастер-классов, реализации совместных проектов, круглых столов, родительских университетов и т.д.

Кроме вышеперечисленных форм работы, педагоги дополнительно учли следующий фактор — активное использование родителями интернет — ресурсов для получения информации, предпочтение мобильного общения.

Совместно с родителями было принято решение о включении в образовательный процесс социальной сети, как средства образовательного ресурса. С этой целью создали закрытую группу в социальной сети «ВКонтакте» для «Взаимодействия с родителями наших дошколят».

Создание группы позволяет:

  • формировать родительскую ответственность и компетентность в вопросах профилактики и коррекции нарушений развития ребёнка;
  • систематически представлять информацию родителям о деятельности педагогов и ребенка в дошкольной организации;
  • обеспечивать реализацию единых требований к работе с детьми;
  • опираться на инициативу каждого конкретного участника;
  • осуществлять доступный прямой контакт участников друг с другом;
  • продолжать взаимодействие с родителями воспитанников, обучающихся в школе.

Общение в группе дает возможность привлечь к взаимодействию следующих специалистов – педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, невролога.

Добиваться конструктивного диалога с родителями нам помогают следующие правила:

  1. не стремиться, во что бы то ни стало, отстаивать собственную позицию;
  2. воспринимать «ошибки» в воспитании, как создание новых возможностей для развития ребенка;
  3. учитывать интересы детей и родителей.

В образовательной организации ключевую роль всегда играет педагог, от того насколько профессионально выстраивает он свою работу с остальными участниками образовательных отношений, будет зависеть результат работы.

Важно развивать, воспитывать, корректировать недостатки в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья максимально качественно, чтобы ребенок умел учиться, трудиться, знал и применял правила поведения, принятые в обществе.

Ведущая роль в решении поставленной цели принадлежит семье ребенка и педагогам, которые его сопровождают.

От грамотного профессионального взаимодействия педагогов с семьями воспитанников зависит эффективность социальной успешности ребенка.

Список использованной литературы

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования http: //www. firo. ru/wp-conten
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.ст. 2

Информация об авторах

  1. Колесникова Ольга Анатольевна, учитель-дефектолог МКДОУ ШР «Детский сад №1 «Буратино» 666034, Иркутская область, г. Шелехов, квартал 11, дом 11; e-mail: kolubel@gmail. com
  2. Яцюк Валентина Викторовна, воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, МКДОУ ШР «Детский сад №1 «Буратино» 666034, Иркутская область, г. Шелехов, квартал 11, дом 11; e-mail: valentina. yatsyuk@mail. ru
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год