Реализация проекта «Оптимизация процесса написания и утверждения рабочих программ учителя-дефектолога с использование ИКТ — в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО» |
Дефектология | |||
Автор: Друкер Светлана Владимировна | |||
27.08.2023 18:48 | |||
Реализация проекта «Оптимизация процесса написания и утверждения рабочих программ учителя-дефектолога с использование ИКТ — в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО» На современном этапе развития общества, предъявляются все более высокие требования к системе дошкольного образования, в том числе и в области коррекционной педагогике. Сегодня, от педагога-дефектолога требуется осмысление инноваций, современных технологий, актуальных исследований и реорганизация уже имеющегося опыта работы. Прежде всего, это связано с переменами, которые вызваны развитием информатизации, введением цифровой среды и применением инструментов бережливого производства во всех сферах образования. Использование ИКТ — технологий позволяют совершенствовать работу педагога — дефектолога, сокращать временные потери и создавать высокотехнологическую и бережливую образовательную среду, приспосабливая новые средства для достижения традиционных и инновационных дидактических целей в области коррекционной педагогике.
ИКТ — компетентность учителя-дефектолога представляется нам как не только умение использовать различные информационные инструменты, но и как способность решать профессиональные задачи с использованием современных цифровых средств в своей педагогической практике, в том числе, и при разработки проектов и рабочих программ. Создание рабочих программ, пожалуй, является самой проблемной и трудоемкой частью деятельности учителя-дефектолога. Большие временные затраты, отсутствие четкого алгоритма написания и нарушение сроков подготовки документа к учебному году, а так же желание улучшить свою работу на всех этапах образовательного процесса, в условиях реализации ФГОС ДО и ФАОП ДО стали обоснованием для разработки Лин-проекта «Оптимизация процесса написания и утверждения рабочих программ учителя-дефектолога с использованием конструктора Рабочих программ в условиях реализации ФГОС и ФАОП ДО». Основная цель проекта повышение эффективности и улучшение качества образовательного процесса для детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования. (Рисунок 1) Работа учителя-дефектолога осуществляется в группе компенсирующей направленности, для детей с ТМНР а так же в рамках Службы Ранней Помощи и Консультационного центр. Многозадачность процесса требует от педагога быстрой, эффективной и качественной подготовки. Основным рабочим документом является Рабочая программа, представляющая собой достаточно сложный, учебный и нормативный документ, который требует от автора-составителя высокого уровня квалификации, так как недостаточная готовность к разработке или модернизации уже существующих программ является причиной серьезных недочетов и ошибок. Изучив рынок отечественных электронных конструкторов для составления рабочих программ, наш выбор остановился на конструкторах компании Мерсибо. Конструктор представляет собой инновационную интерактивную среду проектирования, предназначенную педагогам образовательных учреждений всех уровней. Почему работа в этом сервисе представляется нам как современная профессиональная компетенция? Потому что внедрение конструктора рабочих программ в работу учителя-дефектолога, позволяет по – новому организовать ведение текущей и отчетной документации, сокращает время на подготовку написания и согласования рабочих программ. Конструктор рабочих программ позволяет создавать макет рабочей программы соотнеся его с требованиями ФГОС и ФАОП ДОУ. Конструктор достаточно гибкий, рабочая программа готова к адаптации, модификации и доработки в соответствии конкретными условиями профессиональной деятельности учителя-дефектолога в конкретной образовательной организации. Составление рабочей программы состоит из 11 шагов ленты-дорожки конструктора. Заполняя данные мы переходим от шага к шагу и сохраняем информацию. Начинается конструирование рабочей программы с ввода установочных данных: указываем должность педагога, затем заполняем данные про возрастную категорию детей, фиксируем информацию, имеется ли у ребенка статус ОВЗ, заполняем данные про условия работы. Компьютер автоматически генерирует содержание будущей рабочей программы. В Программе есть возможность осуществить вставку с описанием целевых ориентиров для детей со сложной структурой дефекта, посещающих детский сад в рамках «Службы ранней помощи». Отдельно описывается блок методической документации. Составляется циклограмма рабочей недели и т.п. Мы считаем, что использование средств ИКТ, в частности Конструктора программ способствует оптимизации работы, обеспечивает стандартизацию образовательного процесса; сокращает временные затраты на выполнение необходимого действия учителя-дефектолога, повышает трудоспособность и сохраняет человеческий ресурс и освобождает время для отдыха и самообразования. (Рисунок 2, Рисунок 3) Таким образом, можно сделать следующий вывод: применение ИКТ технологий и инструментов бережливого производства при составлении программ учителя-дефектолога будет способствовать повышению качества образования, более эффективной реализации ФГОС ДО и ФАОП ДО.
|