Организация дифференцированной и индивидуальной коррекционно-развивающей работы по усвоению математических представлений у дошкольников в группе компенсирующей направленности. |
Дефектология | |||
Автор: Блинкова Наталия Сергеевна | |||
17.11.2023 04:52 | |||
Организация дифференцированной и индивидуальной коррекционно-развивающей работы по усвоению математических представлений у дошкольников в группе компенсирующей направленности. Одной из основных целей коррекционной работы — является формирование основных элементов учебной деятельности. Для этого требуется дифференцированная и индивидуальная помощь, которая непосредственно связана с дифицитарностью развития той или иной функции у ребенка. В группе компенсирующей направленности используется система коррекционных заданий, направленных на усиление математического и общего развития (умения сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, делать выводы и т.д.). Часть заданий для воспитанников, отбирается из педагогической литературы и адаптируется с учетом особенностей и возможностей воспитанников. Основной формой организационной работы с детьми по развитию элементарных математических представлений являютсяподгрупповые занятия. Дифференциацию детей на подгруппы необходимо проводить по следующим основаниям: по уровню их познавательной деятельности, по темпу работоспособности, по степени самостоятельности.
Организация и проведение занятий обязательно предполагает индивидуальный и дифференцированный подход к детям внутри группы: по степени сложности задания, по объему задания, по объему адресной помощи, по способу выполнения задания ребенком (по подражанию, по образцу, самостоятельно). Одна из задач, решаемых в ходе обучения – отбор и систематизация заданий, доступных категории детей разных уровней и на разных этапах развития. Поэтому важно, чтобы содержание заданий было комплексным и решало одновременно несколько задач. Также важно учитывать и то, что одинаковые по теме задания могут быть разными по содержанию, в зависимости от уровня развития воспитанников. Индивидуальные занятия в рамках обучения имеют значительное, а иногда и первостепенное место. Для некоторых детей, такая форма работы является единственно приемлемой. На протяжении учебного года выстраивается система таких занятий. Время проведения не более 20 минут. Организация таких занятий должна сочетать в себе игровые и познавательные задания в игровой форме. Они позволяют закрепить и уточнить знания детей, полученных на подгрупповых занятиях, либо устранить пробелы в знаниях. Также индивидуальные занятия дают возможность уделить внимание тем детям, которые труднее усваивают материал. Индивидуальная работа проводится не только, как продолжение общегрупповых занятий с целью преодоления трудностей в усвоении математических знаний, но и с целью усвоения нового математического материала. Целью индивидуального занятия с ребенком может быть ознакомление не только с математическим содержанием, но и формированиями навыков и умений, которыми дети еще не владеют. Основные направления индивидуальной работы определяются в ходе диагностики. По результатам математического среза вычленяются проблемы в базисных математических знаниях. Результаты фиксируются в индивидуальной карте развития. Исходя из этого педагог определяет, какая функция является ведущей на данный момент, какие психические процессы сохранны и могут стать опорой для развития, а также какие являются дефицитарными и нуждаются в коррекции. На этой основе определяются задачи индивидуальной коррекции, основные направления и наиболее эффективные способы воздействия на воспитанника. Задачи формулируются с учетом достижений, результатов диагностики и наблюдения за воспитанником в ходе индивидуальной и подгрупповой работы. Индивидуальная программа развития конкретизируется и дополняется в соответствии с динамикой его развития. Поэтому при определении целей и задач необходимо исходить из ближайшего прогноза развития ребенка, а не из сиюминутной ситуации его развития. Своевременно принятые меры позволят избежать ненужных осложнений в развитии и поведении. Эффективность педагогической коррекции оценивается на основе сравнительного анализа динамики в развитии воспитанников. Целенаправленная и индивидуализированная система педагогической помощи воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья средствами учебных занятий по математике в дошкольном учреждении приводит к позитивной динамике развития математического и общего развития.
|