Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методические рекомендации по использованию дидактического игрового пособия «Любопытные стрелочки»
Дефектология
Автор: Дряницына Наталья Юрьевна   
01.06.2024 08:39

Методические рекомендации по использованию дидактического игрового пособия «Любопытные стрелочки»Методические рекомендации по использованию дидактического игрового пособия «Любопытные стрелочки»

Главной функцией пространственного мышления являются воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или их пространственными признаками. Они выражаются понятиями о направлениях (вперед — назад, вверх — вниз, налево — направо), расстояниях (близко — далеко), отношениях (ближе — дальше), местоположении (в середине), протяженности объектов пространства (высокий — низкий, длинный — короткий).

Исследования пространственных представлений имеют сравнительно короткую историю. Начало здесь положено трудами Г. Экаена, М. С. Лебединского, А. Р. Лурия и других исследователей. Учеными Л.С. Выготским, А.Р. Лурией, А.Н. Леонтьевым и другими была выявлена взаимосвязь развития речи и других психических процессов у детей. В их работах показано, что основой для развития речи является выяснение реальных связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности. Обозначая предметы, признаки, действия предметов, отношения между ними с помощью слов и их связей, дети овладевают языком не только как средством общения, но и как орудием мышления.

 

Пространственные представления, как и другие психические процессы, активизируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, в развитие которого правая и левая мозговые гемисферы вносят свой специфический функциональный вклад.

Ответственными за выполнение движений в пространстве являются теменные и теменно-затылочные зоны коры, а также совместная деятельность пространственного, слухового и вестибулярного анализаторов. В целом пространственные действия обеспечивает височно-теменно-затылочная зона.

Дети с задержкой психического развития представляют собой неоднородную группу. Для психической сферы детей с ЗПР характерно сочетание деффицитарных функций с сохранными. ЗПР это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической и физической деятельности. У детей отмечается значительное отставание психических процессов от нормы и серьезные недостатки в познавательной и речевой сфере. Отмечается недостаточное формирование пространственных представлений, связанные с особенностями развития детей с данной патологией. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ЗПР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела — формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У многих из них восприятие целостного образа предмета: не могут сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала.

Целевая аудитория.

Дидактическое пособие ориентировано на детей дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития.

Назначение дидактического игрового пособия.

Дидактическое пособие помогает ребенку:

  1. развивать мелкую моторику;
  2. развивать интеллектуальное мышление, память, внимание;
  3. ориентировка в пространстве.

Цель игры: развитие наблюдательности, логического мышления, ориентировки в пространстве.

Задачи:

  1. развивать концентрацию и объем внимания;
  2. формировать и развивать умения работать по образцу;
  3. упражнять в пространственной ориентировке.
  4. развивать логического мышления, память, внимание.
  5. стимулировать зрительный анализаторы.
  6. развивать мелкую моторику рук.

Использовать дидактическую игру можно:

  • индивидуально
  • как самостоятельную детскую деятельность по образцу.

Дидактический материал:

Пособие представляет собой:

  • пластиковые крышечки со стрелками.
  • образцы.

Дидактическое игровое пособие является частью РППС группы № 13 «Грамотейки» и отвечает принципам трансформируемости, полифункциональности и вариативности.

Игровое пособие стимулирует: познавательную, мыслительную деятельность, двигательную детей.

Примерные варианты игровых заданий:

А) «Выложи по образцу» (простой вариант)

Ход игры: Ребенку предлагается расположить стрелки по предложенному образцу.

Б) «Выложи по образцу» (усложненный вариант)

Ход игры: ребенку предлагается расположить стрелки по предложенному образцу, а далее выложить заданные предметы согласно направлению стрелок.

В) «Выполни согласно словесной инструкции»

Ход игры: педагог дает словесную инструкцию направления стрелок, ребенок выполняет задание.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год