Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
Дефектология
Автор: Абзакова Луиза Рашитовна Мамбетова Файруза Ахметхановна   
11.06.2024 14:11

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Основная деятельность учителя дефектолога в ДОУ направлена на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками в коррекционныхусловиях обучения.

Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию?

Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность, также недоразвитие мелкой моторики.

 

Упражнения для развития общей и мелкой моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота. При любом виде отклонения, для ребенка можно создать условия, обеспечивающие положительную динамику его развития. У детей с ОВЗ большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Значит, цель проведения коррекционной работы – помочь им реализовать свои задатки путем подбора адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка.

Одно из направлений коррекционной работы с ребёнком, имеющим нарушения речи — развитие мелкой моторики.

Как говорил В.А. Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму.

Развитие моторики требует своей последовательности и разнообразных форм.

  1. Начинать необходимо с массажа ладошек и пальчиков, сопровождаемого проговариванием чистоговорок, стихотворений и потешек.
  2. Пальчиковая гимнастика: упражнения с пальчиками и ладошками привлекут внимание дошкольников и научат выполнять различные движения (распрямлять пальчики, хлопать и раскрывать ладошки, показывать различные фигуры).
  3. Упражнения с предметами (шарики, валики, шишки пружинки) и с добавлением стихотворений, помогут запомнить познавательный материал.
  4. Игры с прищепкой. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

5. Упражнения с карандашом и фломастером, учимся вращать их между ладонями, между пальчиками, одной рукой, другой; перекладывать из

кулака в кулачок с называнием руки, перекатывать за спиной.

6. Игры со счетными палочками – выкладывание фигур, букв, цифр по образцу и самостоятельно на поверхности стола, на ковре.

7. Игры с мелкими сыпучими предметами: различными крупами, песком, пуговицами, бусинками и т.п. «Найди предметы», спрячь, построй дом и площадки, рисование на разносе, выкладывание рисунка.

8. Игры с жидкостью: определение температуры воды (через кружку, опусканием пальцев внутрь).

9. Различные виды шнуровки с одновременным проговариванием потешек на автоматизацию и дифференциацию поставленных ранее звуков.

10. Упражнения на формирование графических умений и навыков – обводка, штриховка, раскрашивание, дорисовка, работа в клетке.

11. Пальчиковый театр – способствует развитию мелкой пальцевой моторики и формированию связной речи ребенка с ОВЗ.

Таким образом, развивая руку ребенка мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость. И самое главное, мы заботимся о его здоровье.

Учитель-дефектолог, Абзакова Луиза Рашитовна.

Воспитатель, МамбетоваФайрузаАхметхановна.

МАДОУ комбинированного вида д/с «Сказка».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год