Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (III уровень) 5-6 лет на тему: «Космическое путешествие»
День космонавтики
Автор: Абрамова Татьяна Валериевна   
13.09.2018 20:13

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (III уровень) 5-6 лет на тему: «Космическое путешествие»Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (III уровень) 5-6 лет на тему: «Космическое путешествие»

Подготовила: учитель-логопед Абрамова Татьяна Валериевна

Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи

Задачи:

  1. Расширять представления детей о космосе;
  2. Уточнять, обогащать и активизировать словарь по теме;
  3. Совершенствовать грамматический строй: упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными; упражнять в образовании форм существительных в В.п.; упражнять в образовании форм существительных мн. ч Р.п; упражнять в составлении сложно-подчиненных предложений с предлогом чтобы; учить образовывать родственные слова
  4. Развивать зрительное восприятие и слуховую память при заучивании стихотворения на основе пиктограмм
  5. Развивать фонематическое восприятие (умение выделять слог из слова)
  6. Развивать общую моторику
  7. Развивать у детей умение отвечать на вопросы полными ответами
  8. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия в группе

Оборудование: интерактивная доска, игрушка-герой Песик-Звуковозик, предметные картинки, конверт с картинками

 

Ход занятия.

I. Организационный этап.

Игровая ситуация.

- Мы с вами совсем недавно путешествовали на планету Фараон. Помните, мы спасали жителей, которые попали в беду? Сегодня Песик-Звуковозик получил новое тревожное сообщение, послушайте… (звучит морзянка). Он его расшифровал и вот, что получилось:

«Земля! Земляне! Помогите! На нашей планете пронесся ураган, и нас завалило в пещере. Помогите, спасите нас! Пишут жители планеты Пегас»

II. Основная часть.

1. Беседа по теме.

- Что же мы должны сделать? (помочь им). Конечно, помочь!

- Только как же мы в этом пространстве найдем эту планету? Сами мы, наверное, не справимся? Нам потребуется помощь. — К кому мы можем обратиться? (на слайде появляется Звездочет) (к Звездочету). – А почему именно к нему? (звездочет считает звезды). Правильно. Но Звездочетом называли человека, который считает, изучает звезды в древние-древние времена, а еще в сказках. В наше время изучением звезд занимается другой человек (на слайде появляется астроном), кто? (астроном). Молодцы, Вика и Никита быстро вспомнили. — Вот он-то нам и поможет! Но нам еще потребуется специальный прибор? (на слайде появляется телескоп). Какой? (телескоп). Верно, Марьяна первой вспомнила название этого прибора. Телескоп помогает увеличить, приблизить звезды и планеты, чтобы рассмотреть их лучше.

2. Упражнение «В космосе я вижу…»

- Я предлагаю вам сейчас занять места в своих «креслах», настроить телескопы (руками изображаем трубу). Что же мы видим в космосе?

(Открывается слайд космоса с планетами, звездами, созвездиями, кометами).

Ответы детей: — В космосе я вижу Солнце (В космосе я вижу звезды. И так далее со словарными единицами)

3. Игра «Сосчитай»

- Дети, космос – это пространство без воздуха — значит оно какое? (безвоздушное).

- Правильно, а еще оно какое? (бесконечное). Почему его так называют? (потому, что у него нет ни начала, ни конца)

- Как же мы в таком бесконечном пространстве найдем планету Пегас? Не знаете? А Песик-Звуковозик подготовил для вас подсказку: (открывается слайд с десятью звездочками, при нажатии на них звездочки окрашиваются в разные цвета): «Вы должны «зажечь» звезды, сделать их яркими, сосчитать яркие звезды, и та, которая окажется между желтой и фиолетовой будет планетой Пегас».

Ребенок у доски «зажигает» звезды, остальные хором считают их.

«Одна яркая звезда, две яркие звезды…десять ярких звезд»

- Какая же планета Пегас? (белая звездочка). Почему Денис ты так думаешь? (потому что между желтой и фиолетовой стоит белая звездочка). Иди, покажи всем, где Пегас.

4. Игра «Собираемся в полет»

- Теперь мы знаем, куда лететь. Но любой космонавт готовится к полету.

- Я предлагаю вам собраться в полет, взять с собой необходимые вещи, и рассказать всем, для чего они нужны космонавту. Нужно дать полный красивый ответ.

(На столе разложены предметные картинки, ребенок должен выбрать одну и составить по ней сложноподчиненное предложение.)

Ответы детей:

- Космонавту нужен компьютер, чтобы работать.

- Космонавту нужен скафандр, чтобы дышать и не замерзнуть.

- Космонавту нужны книги, чтобы читать.

- Космонавту нужна одежда, чтобы быть опрятным и чистым.

- Космонавту нужен тренажер, чтобы заниматься спортом.

- Космонавту нужна еда, чтобы есть

- Космонавту нужен звездолет, чтобы лететь к звездам.

- Космонавту нужны шахматы и шашки, чтобы отдыхать.

5. Динамическая пауза «Испытания для космонавтов». Координация речи с движением + развитие фонематического слуха)

- Теперь мы знаем, куда лететь, что с собой взять. Как вы думаете, каким должен быть космонавт, чтобы отправиться в такой дальний и сложный полет? (космонавт должен быть смелым (отважным, ловким, сильным, храбрым)

- В космос может лететь любой человек? Нет. Все космонавты проходят испытания. Вот и мы сейчас с вами пройдем испытания на ловкость, внимательность и сообразительность.

(Упражнения выполняются сидя на ковре)

а) Первое упражнение. Я произношу слова, показываю движения, вы внимательно смотрите, затем выполняем вместе.

Чу-чу-чу, Поочередные удары тыльной стороной кулака о пол

С другом Коснуться прав. ладонью до лев. плеча (руку не убирать)

в космос Коснуться лев. ладонью до прав. плеча (получился перекрест)

Я Коснуться лев. ладонью до лев. плеча, прав. ладонью до пр. плеча

Лечу. Поднять и соединить руки над головой ( «ракета»)

Повторить три раза, ускоряя темп.

- А сейчас я проверю, кто был не только ловким, но и внимательным:

- В каком слове слышится частица «чу»? (чу-чу-чу, лечу)

б)

Но- Хлопок руками перед собой

но- Хлопок руками за спиной

но, Хлопок руками перед собой

Ночью Коснуться лев. ладонью до пр. уха, прав. ладонью до лев. уха

В космосе Коснуться лев. ладонью до лев. уха, прав. ладонью до пр. уха

Темно. Ладони сложены горизонтально параллельно друг другу на лице (одна ладонь закрывает глаза, другая рот и подбородок)

- Проверяю, кто был внимательным в этот раз. В каком слове слышится частица «но»? (ночью, темно)

в)

Ны-ны-ны, Ладони «шагают» по животу и груди поочередно

Снятся Коснуться лев. ладонью до пр. уха, прав. ладонью до лев. уха

Сказочные Одна ладонь на голове, другая под подбородком (тыльной стороной вниз)

Сны. Закрыть лицо ладонями

- Кто внимательный в этот раз? В каком слове слышится частица «ны»? (сны).

- Отлично! Первое испытание прошли успешно! Для второго вам нужно пройти к столам, а для этого разбиться на две команды.

6. Игра «Семейка слов»

- Ребята, у каждой команды на столе лежит конверт с картинками.

- Задание: «Вы должны собрать семейку слов к словам: «звезда», «земля»»

  1. Земля (земляника, земляне, землетрясение, землянка, подземелье)
  2. Звезда (звездочка, звездопад, звездолет, звездочет, созвездие)
  3. Упражнение «Чего много на Земле?»

- Отлично, молодцы! К полету допускаются все космонавты! Заводим мотор рррррррррр. (Дети возвращаются на стульчики) (На доске открывается слайд с приземлением ракеты на поверхность планеты Пегас). Вызволяем инопланетян из заваленной пещеры (работа с интерактивной доской)

- Как вы думаете, ребята, эти существа с планеты Пегас — люди, человечки? (нет, они инопланетяне). И они ничего не знают о нас и нашей планете Земля. Давайте расскажем.

(на слайде картинки: река, море, лес, цветы, птицы, насекомые, животные)

- Чего много на Земле?

Ответы детей (на Земле много рек (лесов, морей, цветов и т.д).)

- Какая она, наша планета? (Земля красивая, зеленая, огромная, живая)

8. Заучивание стихотворения В. Степанова «Космонавт» с помощью пиктограмм

- Ребята, мы с вами помогли жителям Пегаса, рассказали о своей планете Земля, нам пора возвращаться домой. Но мы можем на память о себе выучить вместе с нашими новыми друзьями стихотворение. (Открывается слайд с пиктограммами)

- Первую часть этого стихотворения вы уже знаете, кто хочет его прочитать? (рассказывают двое детей)

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит,

И на Землю вниз глядит.

- У этого стихотворения есть вторая часть, ее мы сейчас и выучим.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря,

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

- Ну вот, все дела завершены, пора и домой. Завели моторы рррррррр, приземлились. Вот мы и дома.

III. Заключительный этап. Рефлексия.

- Вам понравилось наше путешествие? Какие слова очень часто звучали сегодня? (земля, космонавт, звезды, путешествие). Как вы думаете, почему? Какую тему мы с вами сейчас изучаем? Какое задание было выполнить очень легко? А какое задание-испытание оказалось для вас сложным? Если вы хотите, можете продолжить играть в космонавты в конструктор.

Стихотворение В.Степанова

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (147) выйдет
12 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год