Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие к звездам» для детей старшего дошкольного возраста
День космонавтики
Автор: Федосова Ольга Николаевна   
04.08.2020 06:50

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие к звездам» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие к звездам» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: систематизировать знания детей о планетах Солнечной системы.

Задачи:

образовательные:

  • закрепить понятия «космос», «Вселенная»;
  • научить составлять интеллект-карты;

развивающие:

  • развить навыки работы с интеллект-картой;
  • сформировать навыки творческого рассказывания, умения придерживаться избранной сюжетной линии;

воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса;
  • воспитывать привычку работать сообща.

Активизация словаря: звездное небо, планета, созвездия, космический корабль, спутник, космический полет, скафандр, конструктор Сергей Королев, Вселенная, галактика, планеты.

Оборудование: воздушные шары, фломастеры (по количеству детей); образец ментальной карты по теме; экран, презентация.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о планете Земля. Еще в древности люди решили, что она круглая. Отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь в одном и том же направлении, они возвращались туда, откуда начали путешествие. Сейчас мы это сами увидим. Возьмите по одному воздушному шару и фломастеру. Представьте, что вы отправляетесь путешествовать. Отметьте точку на верхушке шара – это наш город Касли. Проведите свой путь фломастером, который пойдет все время вниз.

Дети рисуют фломастером путь и поворачивают шар за движением фломастера.

Воспитатель:

Видите, мы оказались в той точке, откуда начали свой путь. А вы знаете, что окружает Землю? Ее окружает огромное пространство – космос. (Показывает заполненную ментальную карту.) Это пространство заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами, метеоритами. И сейчас мы исследуем его: отправимся в путешествие к звездам.

На экране демонстрируется слайд «Звездное небо». Воспитатель выкладывает на столе картинку с изображением ракеты в небе – главная тема ментальной карты.

Воспитатель:

Было время, когда люди считали Землю плоской. Они думали, что днем она накрыта голубым колпаком – небом, по которому движется Солнце. А по ночам огромный великан закрывает ее черным колпаком. Колпак этот весь в маленьких дырочках, через которые на Землю попадает свет. Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом ученые выяснили, что звезды – это газовые шары, излучающие свет. Но нам они кажутся маленькими, потому что находятся очень далеко. А какая звезда к нам ближе всех?

Дети: Солнце.

Воспитатель:

Да, это единственная звезда Солнечной системы. Она дает нашей планете свет и тепло, и без нее не было бы жизни на Земле.

На экране демонстрируется слайд «Солнце».

Воспитатель: Звезды, которые мы видим на небе ночью, различаются величиной и яркостью. Назовите самые яркие звезды ночного неба?

Дети: Сириус, Альдебаран.

Воспитатель: Верно! Это ярчайшие звезды ночного неба. Объединяясь в группу, звезды образуют созвездие. Предлагаю вам рассмотреть созвездия поближе и рассказать то, что мы о них знаем.

Работа с ментальными картами

Воспитатель выкладывает картинку с изображением телескопа.

– главная тема ментальной карты «Созвездия». Затем дети и педагог выкладывают картинки с изображением созвездий и по очереди рассказывают о них.

Воспитатель выкладывает картинку

созвездия Северного полушария неба – Большая Медведица.

Воспитатель: Древние люди оставили нам много сказок про звезды. Видите на картинке семь ярких звезд? Кажется, что на небе точками нарисована кастрюля. Это созвездие Большая Медведица. Недалеко от этого созвездия горит в небе Полярная звезда. Она не такая уж и яркая, но показывает направление на север.

Воспитатель выкладывает картинку созвездия Северного полушария неба – Кассиопея.

Воспитатель:

А вот еще созвездие. Пять звездочек похожи на букву М, у которой расползлись в стороны ножки. Древним людям они напоминали полулежащую на кресле девушку. Это созвездие Кассиопея. Какие еще есть созвездия?

1-й ребенок:

Вокруг созвездия Кассиопея есть три других: Цефей, Андромеда, Персей. 2-й ребенок:

А здесь звезды рассыпались в виде креста. Это созвездие Лебедь.

3-й ребенок.

А это созвездие Орион – сказочный бесстрашный охотник, который замахнулся дубинкой на какого-то огромного зверя.

4-й ребенок.

А на другой стороне неба притаился Скорпион. Когда смотришь на эти звездочки, кажется, что в темноте блестит длинный хвост необычного насекомого.

Воспитатель:

Звездное небо – это целая книга сказок. Давайте полюбуемся, какое красивое у нас получилось небо.

Воспитатель обращает внимание детей,

что у них получилась ментальная карта с созвездиями.

Воспитатель:

У Солнца есть друзья. Это девять планет, которые вращаются вокруг него. Какие вы знаете планеты Солнечной системы?

Воспитатель выкладывает картинку с изображением Солнца – главная тема ментальной карты «Солнечная система».

Затем дети выкладывают картинки с изображением разных планет и рассказывают о них. Параллельно на экране демонстрируется слайд «Солнечная система».

Воспитатель:

Слово «планета» в переводе с греческого означает «блуждающая». Если звезды стоят на месте, то планеты движутся. Одни из них ближе к Солнцу, другие дальше от него. Среди них и наша планета Земля. Планеты сами не светят. Они светят только потому, что горит Солнце. Все они вращаются вокруг Солнца. Вы знаете, сколько кругов делают разные планеты за один год?

1-й ребенок:

Самая быстрая планета – Меркурий. За год она обегает вокруг Солнца четыре раза.

2-й ребенок:

Планета Венера за год делает два круга вокруг Солнца.

3-й ребенок:

Земля обходит вокруг Солнца в течение года один раз, а Марс – половину круга.

Воспитатель:

Все верно! Итак, мы вспомнили, что в Солнечной системе есть звезда – Солнце, вокруг которой вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс,

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Планеты расположены очень далеко, по- этому ни одна из них не видна на небе, как Луна. Но мы с вами можем на них посмотреть на нашей карте.

Воспитатель обращает внимание детей,

что у них получилась ментальная карта «Солнечная система».

Воспитатель:

Чтобы изучить космическое пространство, люди мечтали полететь в космос. Но первыми космонавтами были животные. А 12 апреля 1961 года мечта сбылась – в космос отправился космический корабль с человеком на борту. Это был наш космонавт Юрий Гагарин. После этого в космосе побывали и другие космонавты. Благодаря космонавтам и ученым сегодня мы с вами знаем много о планетах, созвездиях, кометах. Но о космонавтах и освоении космоса мы поговорим на следующем занятии.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год