Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию по лексической теме: «Космос» в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ЗПР
День космонавтики
Автор: Лисовская Наталья Геннадиевна   
19.04.2021 12:51

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию по лексической теме: «Космос» в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ЗПРКонспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию по лексической теме: «Космос» в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ЗПР

составила: учитель-дефектолог Лисовская Наталья Геннадиевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Ангарск, 2021

«В астрономов играем – звёзды изучаем»

Цель: Создание условий для развитие познавательной, речевой и интеллектуальной активности детей, через лексическую тему «Космос»

Задачи:

Коррекционно – образовательная: Расширить представления детей о небесных телах – звёздах. Закреплять умение образовывать множественное число имён существительных в родительном падеже. Продолжать формировать умение подбирать прилагательные к существительному, согласовывать числительные с существительным, подбирать синонимы к прилагательному «большой». Познакомить с образованием сравнительной степени имён прилагательных. Упражнять в составлении предложений с заданным словом. Обогащать словарный запас дошкольников многозначным словом «звезда».

 

Коррекционно – развивающая: Развивать внимание, восприятие, умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать любознательность, активность, пробуждать интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование: белые листы по количеству детей; картинка с изображением множества звёзд, камет, метеоритов, ракет, астероидов, планет в космосе; телевизор и видео с фрагментом о солнце; мяч, горошек; фонарики по количеству детей; тёмная ткань; ватман с изображением белых звёзд, плёнки белого, жёлтого, оранжевого, голубого, красного цвета; картинки созвездий животных; картинки с изображением: морской звезды, небесного тела – звезды, награды -Красной звезды, елочной игрушки в форме звезды, геометрической фигуры – звезды и несколько картинок разнообразными предметами.

Ход

Организационный момент.

Беседа: — Ребята, вы когда-нибудь смотрели на небо? Что вы там видели?

- Днём облака, солнце. А ночью луну, звёзды.

- А вы знаете, что-нибудь про звёзды?

- Кто изучает планеты, звёзды? (астроном) Давайте вместе повторим это слово.

- Вы хотели бы поиграть в астрономов и узнать что-то новое про звёзды?

- У вас сегодня есть такая возможность. «Вокруг себя ты покружись и в астронома превратись!»

- Астрономы изучают звёзды и делают новые открытия. Перед нами тоже вопросы, на которые мы должны ответить. (на доске 5 картинок с вопросами) Справитесь?

Вводная часть.

1. Игра «Наблюдатели» — образование множественного числа существительных в родительном падеже.

- Как вы думаете, как астрономы изучают звёзды, как они за ними наблюдают? (смотрят в подзорную трубу, телескоп)

- Давайте и мы посмотрим в подзорную трубу. Из чего её можно сделать, как вы думаете? (предложения детей) Подвести к выводу, что бумагу можно свернуть в трубочку. Пока дети делают себе подзорные трубы, педагог выставляет на доску картинку космоса (вселенной)

- В трубу свою ты посмотри, чего много в космосе назови.

- «Я вижу в космосе много планет, звёзд, камет, метеоритов, астероидов, космических кораблей»

Основная часть.

2. Игра с мячом «Какое солнце?» — подбор прилагательных к существительному «солнце». (1 картинка с вопросом – изображение звезды в небе)

- Ребята, вы знаете, что такое звёзды? (ответы детей)

- Чтобы узнать, что такое звёзды, достаточно взглянуть на ближайшую к нам звезду. (солнце)

Педагог на телевизоре показывает небольшой фрагмент про солнце.

- Солнце, это раскалённый газовый шар. Где происходит термоядерная реакция. Педагог берёт мяч и предлагает детям сказать какое солнце для нас? (горячее, жёлтое, пылающее, большое, раскалённое, светящее, жгучее, ласковое, доброе)

3. «Скажи по-другому» — подбор синонимов к прилагательному «большой»

(вторая картинка с вопросом – изображение большого и маленького солнца) — Уважаемые астрономы, по вашему мнению, что больше наша планета Земля или солнце? (ответы детей)

- Вы правы, солнце больше планеты.

- Как вы думаете, если мяч – это солнце, то наша планета, будет похожа на апельсин, сливу или горошину?

- Наша земля похожа на горошину. (педагог демонстрирует горошину для наглядного сравнения)

-Представляете, какое солнце большое. А как можно сказать по-другому, что оно большое? (огромное, гигантское, большущее, громадное, крупное)

- Почему, тогда, когда мы смотрим на солнце, оно кажется нам маленьким?

(потому что солнце очень далеко находится от нас, потому и кажется маленьким)

4. Физкультурная пауза

- Над землёю ночью поздней (руки вверх, в стороны и вниз)

Только руку протяни (руки вверх)

Ты ухватишься за звёзды (подпрыгивают, хватая звёзды рукой)

Рядом кажутся они (руки перед глазами)

5. Элемент экспериментальной деятельности (третья картинка – изображение дня и ночи)

- Как учёным, которые изучают звёзды, нам надо решить ещё один вопрос. Сможете?

- Как вы считаете, почему звёзды видны только ночью? (предположение детей)

- У меня есть фонарики – (это звёзды), как вы думаете, что надо сделать, чтобы проверить ваше предположение? (дети предлагают включить фонарики и посмотреть видны ли звёзды при свете)

- Что надо сделать, чтобы свет от фонарика стал виден? (закрыть шторы и сделать темноту)

- Почему так происходит? Вывод: солнечный свет затмевает свет от звёзд и их не видно, а ночью, когда нет солнца, звёзды видны.

6. «Сияние звёзд» — образование сравнительной степени имён прилагательных (четвёртая картинка с вопросом – изображение разноцветных звёзд)

- Мы с вами выяснили, что все звёзды имеют форму шара, так почему мы видим их с лучиками? (они светятся)

- Но как вы думаете, одинаковым ли цветом они сияют? (предположения детей)

- Вы правы у звёзд разный цвет, это зависит от того на сколько раскалён газ.

Если звезда очень горячая, как вы думаете, каким цветом она светит? Эти звёзды голубые и белые. А если звезда не очень горячая – она жёлтая, а если звёзды холодные, то они – оранжевого и красного цвета. (педагог выставляет на доску звёзды соответствующих цветов.)

На ватмане нарисованы белые звёзды и педагог предлагает выбрать цвет какой будет звезда каждого ребёнка и накрыть плёнкой соответствующего цвета.

- Ваши звёзды сияют ярче. На доске белая звезда, а у вас ещё белее, на доске красная звезда, а у тебя Илья? (еще краснее) и т.д. (дети отвечают все по очереди.)

7. «Созвездия» — согласование числительных с существительными.

- Учёные стали объединять звёзды вместе и получались разные созвездия, похожие на животных, мифических существ.

- Как вы думаете, на кого похожи эти созвездия.

Педагог предлагает подойти к чёрной ткани, на которой прикреплены созвездия в виде медведицы, волка, лисицы, орла, дельфина, зайца, выбрать любое и посчитать сколько звёзд в этом созвездии.

8. «Звёзды» — выделение предметов, которые обозначают многозначное слово. (Пятая картинка с изображением слова «звезда»)

- Вы знаете, что словом звезда называют не только небесные тела в космосе?

Педагог предлагает выбрать из множества картинки на которых изображены предметы, которые тоже называют звёздами.

- Почему ты выбрал эту картинку? (потому что на картинке морская звезда, награда – Красная звезда, небесное тело, геометрическая фигура, ёлочное украшение)

- Все изображения разные, обозначают разное, но называются одинаковым словом – звезда.

Заключительный этап.

Игра «Отгадай слово» — Обобщение полученных знаний о солнце, звёздах в составлении предложений с заданными словами.

Педагог предлагает детям поиграть в игру и отгадать слово, которое спряталось в предложении.

(Один ребёнок выходит за дверь, а другие составляют предложения с заданным словом (солнце, звёзды, космос) при возвращении ребёнка, дети проговаривают свои предложения, а вышедший ребёнок называет слово, которое повторяется в предложениях.)

- Вам понравилось играть в астрономов? Что нового вы узнали о звёздах?

- Молодцы! Возможно, когда вы вырастите станете настоящими астрономами и откроите новые звёзды и планеты. (педагог наклеивает на грудь детям наклейки в виде звёздочек).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год