«Космос – будущее подрастающего поколения» |
День космонавтики | |||
Автор: Бормисова Светлана Анатольевна | |||
27.05.2025 19:49 | |||
Цель: формирование представлений детей дошкольного возраста о космическом пространстве с использованием элементов исследовательской деятельности. Задачи:
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной) Не каждый взрослый может ответить на вопросы связанные с космосом. Еще сложнее, когда вопросы задают дошкольники.
Люди с давних времен вглядывались в далекие загадочные небеса, пытаясь познать мир космоса. И до наших дней человек не определил для себя, что же это такое космос? Дети всегда являются первооткрывателями, исследователями окружающего их мира. А тема космоса привлекает как что-то неведомое, непонятное недоступное их взору, возбуждающее детскую фантазию. Современные дети получают не всегда верную информацию: вымышленные не существующие планеты, персонажи, которые их населяют, иногда вызывают негативные эмоции, страхи. В свое время еще Юрий Гагарин сказал: «Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди». Поэтому очень важно, уже в дошкольном возрасте, правильно выстроить свою работу с детьми, помочь им усвоить и расширить основные знания и представления о космосе, конкретизировать знания. Научиться анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. В нашей группе, так сложилось, не первый год дети проявляют особый интерес к теме космоса. Начиналось все с обычных поделок, рисунков, в процессе обсуждения которых, ребята своими вопросами, рассуждениями проникали все глубже в «космические пространства». И следуя за мыслями детей их стремлением узнать больше о космических понятиях, объектах, мы строили свою работу. Реализуя воспитательно-образовательный процесс, мы используем личностно-ориентированные технологии. Большое внимание уделяется созданию в группе благоприятной комфортной для детей обстановки, создаются условия для доброжелательных, бесконфликтных отношений между детьми независимо от их возможностей здоровья, социального положения или национальности. Стараемся создавать условия для развития и саморазвития личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. Очень важным аспектом нашей работы является здоровье детей. Поэтому используя здоровьесберегающие технологии, мы системно включаем мероприятия способствующие сохранению и стимулированию здоровья детей. Подвижные игры такие как «Ждут нас быстрые ракеты», «Ракетодром» Где развивается быстрота реакции, умение изобразить космонавта. «Космонавты» игра на развитие подражания движениям и речи взрослого. «Невесомость» игра развивающая координацию, умение удерживать равновесие. «Солнце – чемпион» игра развивающая умение ориентироваться в пространстве, двигаться по сигналу. Умение применить знания о расположении планет солнечной системы. В деятельность детей, предполагающую статическое положение регулярно включаются динамические паузы, пальчиковые гимнастики, элементы гимнастики для глаз. Проводятся ситуативные беседы, о безопасном поведении и обращении с различными предметами в процессе опытов и экспериментов. Как работать с семенами, с водой, с красками, со снегом, с зеркалом или стеклом, землей и песком, с растворами. В игровой и стихотворной форме мы закрепляем правила о бережном отношении к глазам такие как: «Зрение – бесценный дар», «Как устроен глаз», «Почему опасно смотреть на яркий свет», «Зрение и телевизор», «Зрение и компьютер» и другие. Красной нитью в работе с детьми по ознакомлению с космосом, прослеживается технология исследовательской деятельности. Что способствуют самосовершенствованию и саморазвитию личности. Познавая загадочный мир космоса, дети получают элементарные представления о земном притяжении. Это хорошо показывает простой опыт пластикового шарика на резинке. Говоря о том, что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг солнца, мы знакомили детей с суточным циклом вращения Земли. Опыт «Мандариновая планета Земля» со свечой это наглядно демонстрирует, но проводили его дети вместе с родителями дома, в темное время суток. Экспериментируя на сравнение поверхностей Луны и Земли, дети приходят к выводу, что на земной поверхности следы могут исчезнуть, а на луне остаются на долгое время, так как на луне нет воздуха и ветра. Особый интерес дети проявляют к опытам на тему «Движение планет в солнечной системе» Используя маски планет, круги, имитирующие орбиты, стихи о последовательности расположения планет, выстраивается движущаяся модель солнечной системы. У детей формируются представления о том, что планеты солнечной системы находятся в определенной последовательности и движутся каждая по своей орбите и со своей скоростью. Удивительны и неповторимы результаты экспериментов по «созданию» космических туманностей. Используя молоко и пищевые красители, каждый ребенок создает свое ни на что непохожее «межпланетное пространство». Наиболее результативно и разнопланово выстроить свою работу по ознакомлению детей с космосом, нам позволяет технология проектной деятельности, так как является интегральной, и объединяет особенности игровой, ИКТ – технологий, технологию создания предметно-развивающей среды и другие. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать разные задачи, позволяет детям в процессе поиска, самим прийти к результату. Совместно с детьми, родителями и педагогами в нашей группе были реализованы познавательные проекты. «Кто вы, жители планет?». Продуктом данного проекта стало познавательно-развлекательное мероприятие с участием детей и их семей «Космическая станция встречает гостей». При активном участии родителей для детей взрослых были изготовлены интересные костюмы инопланетян, космонавтов, героев мультфильмов. Дети с помощью родителей старательно презентовали свое творение. Сопровождая этот процесс загадками, песнями, танцами, инсценировками. Реализация проекта «Друзья Большой медведицы» способствовала формированию у детей элементарных представлений о созвездиях и их названиях, умению распознавать некоторые из известных созвездий. Продуктом этого проекта были разнообразные «Звездоскопы», показывающие на просвет одно созвездие или с помощью замены карточки с отверстиями несколько созвездий. Изготовлены они были при активном участии взрослых членов семей. Данным продуктом мы с ребятами пользуемся и в настоящее время, меняя и пополняя картотеку созвездий. Говоря о результатах проведенной работы можно отметить факт участия детей и педагогов нашей группы в «Дне открытых дверей» в нашем детском саду. Цель данного мероприятия: «Апробация и внедрение в сферу образовательного процесса системы экспериментальной деятельности в ДОО». Мы представили опыты и эксперименты в разделе «Космос своими глазами», НОД «Звездочет спешит на слет». А тек же, представленные детьми продукты совместной с родителями исследовательской работы:
Сергей Павлович Королев считал, что «Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная», а значит это и наше будущее и будущее подрастающего поколения! Список литературы:
|