Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Космос – будущее подрастающего поколения»
День космонавтики
Автор: Бормисова Светлана Анатольевна   
27.05.2025 19:49

«Космос – будущее подрастающего поколения»«Космос – будущее подрастающего поколения»

Цель: формирование представлений детей дошкольного возраста о космическом пространстве с использованием элементов исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Уточнить представления детей о солнечной системе, о названии планет, их расположении.
  • Уточнить представления о звездах и созвездиях, их названиях.
  • Дать представления о Луне и ее поверхности.
  • Пополнять, расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Космос» (туманность, орбита, спутник, притяжение)
  • Формировать коммуникативные навыки, умение слаженно работать в команде, слышать друг друга
  • Способствовать развитию любознательности, познавательной активности
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, отражать в речи результаты исследований
  • Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, интереса к самостоятельной творческой деятельности

(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной)

Не каждый взрослый может ответить на вопросы связанные с космосом. Еще сложнее, когда вопросы задают дошкольники.

 

Люди с давних времен вглядывались в далекие загадочные небеса, пытаясь познать мир космоса. И до наших дней человек не определил для себя, что же это такое космос?

Дети всегда являются первооткрывателями, исследователями окружающего их мира. А тема космоса привлекает как что-то неведомое, непонятное недоступное их взору, возбуждающее детскую фантазию.

Современные дети получают не всегда верную информацию: вымышленные не существующие планеты, персонажи, которые их населяют, иногда вызывают негативные эмоции, страхи. В свое время еще Юрий Гагарин сказал: «Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди». Поэтому очень важно, уже в дошкольном возрасте, правильно выстроить свою работу с детьми, помочь им усвоить и расширить основные знания и представления о космосе, конкретизировать знания. Научиться анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

В нашей группе, так сложилось, не первый год дети проявляют особый интерес к теме космоса. Начиналось все с обычных поделок, рисунков, в процессе обсуждения которых, ребята своими вопросами, рассуждениями проникали все глубже в «космические пространства». И следуя за мыслями детей их стремлением узнать больше о космических понятиях, объектах, мы строили свою работу.

Реализуя воспитательно-образовательный процесс, мы используем личностно-ориентированные технологии. Большое внимание уделяется созданию в группе благоприятной комфортной для детей обстановки, создаются условия для доброжелательных, бесконфликтных отношений между детьми независимо от их возможностей здоровья, социального положения или национальности. Стараемся создавать условия для развития и саморазвития личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.

Очень важным аспектом нашей работы является здоровье детей. Поэтому используя здоровьесберегающие технологии, мы системно включаем мероприятия способствующие сохранению и стимулированию здоровья детей. Подвижные игры такие как «Ждут нас быстрые ракеты», «Ракетодром» Где развивается быстрота реакции, умение изобразить космонавта. «Космонавты» игра на развитие подражания движениям и речи взрослого. «Невесомость» игра развивающая координацию, умение удерживать равновесие. «Солнце – чемпион» игра развивающая умение ориентироваться в пространстве, двигаться по сигналу. Умение применить знания о расположении планет солнечной системы.

В деятельность детей, предполагающую статическое положение регулярно включаются динамические паузы, пальчиковые гимнастики, элементы гимнастики для глаз. Проводятся ситуативные беседы, о безопасном поведении и обращении с различными предметами в процессе опытов и экспериментов. Как работать с семенами, с водой, с красками, со снегом, с зеркалом или стеклом, землей и песком, с растворами. В игровой и стихотворной форме мы закрепляем правила о бережном отношении к глазам такие как: «Зрение – бесценный дар», «Как устроен глаз», «Почему опасно смотреть на яркий свет», «Зрение и телевизор», «Зрение и компьютер» и другие.

Красной нитью в работе с детьми по ознакомлению с космосом, прослеживается технология исследовательской деятельности. Что способствуют самосовершенствованию и саморазвитию личности. Познавая загадочный мир космоса, дети получают элементарные представления о земном притяжении. Это хорошо показывает простой опыт пластикового шарика на резинке.

Говоря о том, что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг солнца, мы знакомили детей с суточным циклом вращения Земли. Опыт «Мандариновая планета Земля» со свечой это наглядно демонстрирует, но проводили его дети вместе с родителями дома, в темное время суток.

Экспериментируя на сравнение поверхностей Луны и Земли,

дети приходят к выводу, что на земной поверхности следы могут исчезнуть, а на луне остаются на долгое время, так как на луне нет воздуха и ветра.

Особый интерес дети проявляют к опытам на тему «Движение планет в солнечной системе» Используя маски планет, круги, имитирующие орбиты, стихи о последовательности расположения планет, выстраивается движущаяся модель солнечной системы. У детей формируются представления о том, что планеты солнечной системы находятся в определенной последовательности и движутся каждая по своей орбите и со своей скоростью.

Удивительны и неповторимы результаты экспериментов по «созданию» космических туманностей. Используя молоко и пищевые красители, каждый ребенок создает свое ни на что непохожее «межпланетное пространство».

Наиболее результативно и разнопланово выстроить свою работу по ознакомлению детей с космосом, нам позволяет технология проектной деятельности, так как является интегральной, и объединяет особенности игровой, ИКТ – технологий, технологию создания предметно-развивающей среды и другие. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать разные задачи, позволяет детям в процессе поиска, самим прийти к результату.

Совместно с детьми, родителями и педагогами в нашей группе были реализованы познавательные проекты.

«Кто вы, жители планет?». Продуктом данного проекта стало познавательно-развлекательное мероприятие с участием детей и их семей «Космическая станция встречает гостей». При активном участии родителей для детей взрослых были изготовлены интересные костюмы инопланетян, космонавтов, героев мультфильмов. Дети с помощью родителей старательно презентовали свое творение. Сопровождая этот процесс загадками, песнями, танцами, инсценировками.

Реализация проекта «Друзья Большой медведицы» способствовала формированию у детей элементарных представлений о созвездиях и их названиях, умению распознавать некоторые из известных созвездий.

Продуктом этого проекта были разнообразные «Звездоскопы», показывающие на просвет одно созвездие или с помощью замены карточки с отверстиями несколько созвездий. Изготовлены они были при активном участии взрослых членов семей. Данным продуктом мы с ребятами пользуемся и в настоящее время, меняя и пополняя картотеку созвездий.

Говоря о результатах проведенной работы можно отметить факт участия детей и педагогов нашей группы в «Дне открытых дверей» в нашем детском саду. Цель данного мероприятия: «Апробация и внедрение в сферу образовательного процесса системы экспериментальной деятельности в ДОО». Мы представили опыты и эксперименты в разделе «Космос своими глазами», НОД «Звездочет спешит на слет».

А тек же, представленные детьми продукты совместной с родителями исследовательской работы:

  • Лепбук «Солнечная система» Создание интерактивной папки помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы.
  • Книжка самоделка «Кими», сделанная руками ребенка с размещенным на страницах текстом одноименной сказки которую он сочинил. Сказка о том, как космический дракон Кими искал себе друга.
  • Мини мульти-книжки «Фазы луны», если быстро перелистывать страницы этих книжек, то можно проследить, как меняются фазы луны.
  • Книжки – раскраски «Созвездия»
  • Макет «Космодром будущего», изготовленный из бросового материала и деталей конструктора.
  • Изготовленные в технике «Папье-маше» космические объекты.

Сергей Павлович Королев считал, что «Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная», а значит это и наше будущее и будущее подрастающего поколения!

Список литературы:

  1. Тарасов Л.В., Тарасова Т.Б. Космос: Энциклопедия/ Л.В. Тарасов, Т.Б Тарасова – М. Эксмо, 2015. – 96 с.: ил. (Твоя первая энциклопедия)
  2. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Космос/Авт. -сост. Т.И. Гонтарук. – М. АСТ, 1998. — 448 с.
  3. В.И. Цветков «Звездное небо. Галактики, созвездия, метеориты»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год