Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сказка ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок!
Детские сказки
Автор: Хренкова О.А Романова Л. В.   
30.03.2022 08:25

Сказка ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок!Сказка ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок!

Составили:

  • Хренкова О.А Воспитатель1 квалификационной категории
  • Романова Л.В. Воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ «Д/с «Машенька» г. Абакан

Плывут угрюмые века

Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!

Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.

И про зверей,
И про царей,
И что на свете было –
Все сказка в памяти своей

Нам с вами сохранила.
Она живет в любом дому
И странствует по странам.
А почему?

Да потому,
Что без нее нельзя нам.

Сказка –это самое большое богатство любого народа. В ней собраны знания, традиции, фантазия, мечты каждого народа. Даже авторские сказки таких классиков как Александр Сергеевич Пушкин, Ганс Христиан Андерсен, братьев Гримм, основаны на историях, передаваемых из уст в уста. Но, несмотря на это, фольклорная сказка, не имеющая автора, сильно отличается от литературной, имеющей автора и время издания.

Мы с ребятами подготовительной группы знакомились с авторскими и народными сказками разных континентов и решили попробовать сочинить свои. Сказка, не смотря на свою простоту, подчиняется законам жанра. Она обязательно имеет структуру и без некоторых элементов невозможна.

  • Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент сказки. Подчеркивает необычность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки. Зачин определяет место и время действия, называет героев сказки;
  • Основная часть сказки – трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка;
  • Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия;

Поэтому сначала мы научились, используя карты Проппа, пересказывать сказки, находить элементы: зачин, главных и второстепенных героев, сказочные предметы и ситуации в которые попадают герои, развязку, исход.

Потом мы пробовали фантазировать и менять концовку известного произведения, пробовать вводить героев из других сказок, сохраняя их характер и особенности.

Каждый ребенок был как в роли автора, так и в роли критика. Это помогло детям оценивать работу другого человека не с точки зрения дружбы, а с точки зрения целесообразности и оригинальности использования новых героев и предметов.

Карты Проппа оказали огромную помощь в обучении детей пересказу и творческому развитию сюжета.

Мы с ребятами для себя определили несколько правил:

  1. — Сказка начинается с определения времени и места происходящих событий. Создания образа главного героя: определения его характера, особенностей, желаний или мечты, и основных его умений (способностей).
  2. — Обсуждается само приключение героя: появление чего-то не обычного, что повлекло за собой ряд событий и поставило перед главным героем необходимость выбора или обязанность преодоления определенных препятствий.
  3. – Определяется сколько этапов, витков сюжета придется преодолеть главному герою на пути решения его главной задачи, какие могут появиться второстепенные герои помощники или предметы, помогающие ему в приключении.
  4. – Продумывается встреча героя с антигероем, главная схватка произведения, исход которого в русских народных сказках предопределен (добро побеждает зло), и какая награда ожидает нашего героя.
  5. — Последним продумывается путь домой, и судьба антигероя (в случае, если он остался жив).

Мы не спорим с критиками, утверждающими, что дети не способны так тщательно продумать сюжет, но мы главные помощники ребенка – мы создаем условия, в которых каждый ребенок может ощутить себя настоящим автором- реальной сказки, которую можно прочитать, рассказать, издать.

Таким образом наши дети попали в сказку, где каждый ребенок — главный герой, а мы взрослые — второстепенные помощники и впереди нас ждут повороты судьбы!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год