СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Тугучёва Ольга Павловна МАДОУ «ДС№2 «Умка» Воспитатель
Сказкотерапия — это инновационная технология, которая активно применяется в педагогике и психологии для помощи детям в различных аспектах их развития и адаптации. Она основана на использовании сказок, как средства общения, воспитания и психологической коррекции, а также как инструмента для стимулирования позитивного поведения и улучшения психического благополучия детей.
Одним из главных принципов сказкотерапии является идея того, что сказки могут быть эффективным средством для решения проблем и трудностей, с которыми сталкиваются дети. Сказки помогают детям освоиться в новой среде, развить навыки общения и взаимодействия со сверстниками, а также преодолеть тревожность и стресс, связанные с адаптацией к новым условиям.
Одним из ключевых аспектов сказкотерапии является ее способность развивать эмоциональный интеллект и эмпатию у детей. Сказки помогают детям понять и принять чувства других людей, а также научиться управлять своими собственными эмоциями. Они позволяют детям узнать о различных эмоциональных состояниях и научиться выражать свои чувства словами.
Сказки также играют важную роль в развитии воображения и творческого мышления детей. Они стимулируют детей к созданию историй, рисунков и игровых ситуаций, что способствует развитию их творческих способностей и фантазии. Кроме того, сказки учат детей анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе представленных ситуаций.
Еще одним важным аспектом сказкотерапии является ее способность развивать моральные и этические ценности у детей. Сказки часто содержат в себе мудрые уроки о доброте, справедливости и сострадании, которые помогают детям развить чувство ответственности и уважения к другим людям. Они учат детей различать правильное и неправильное поведение и принимать моральные решения в сложных ситуациях.
Одним из преимуществ сказкотерапии является ее доступность и универсальность. Сказки понятны и интересны детям любого возраста и культурного контекста, что делает этот метод психологической работы особенно эффективным. Кроме того, сказки могут быть легко адаптированы под конкретные потребности и особенности каждого ребенка, что позволяет создать индивидуальную программу сказкотерапии для каждого.
Однако для успешной реализации сказкотерапии необходимо иметь соответствующую подготовку и опыт работы с детьми. Педагоги и психологи, применяющие этот метод, должны иметь глубокие знания о психологических особенностях детей разного возраста и о методиках работы с ними. Только в таком случае сказкотерапия сможет принести максимальную пользу и помочь детям в их развитии и адаптации к жизни.
Сказкотерапия — это мощный инструмент, который способен значительно улучшить качество жизни детей и помочь им стать счастливыми и успешными взрослыми. Она объединяет в себе элементы педагогики, психологии и литературы, что делает ее уникальным и эффективным методом работы с детьми. С помощью сказкотерапии дети могут не только развиваться физически, эмоционально и интеллектуально, но и научиться лучше понимать себя и окружающий мир, что является важным шагом на пути к успешной и счастливой жизни.
Методы реализации задач:
- Изучение информации из специализированных источников, позволяющее более глубоко понять принципы и методы сказкотерапии.
- Разработка программы занятий с детьми, включающей в себя разнообразные активности и игры на основе сказочных сюжетов.
- Проведение информационно-образовательной работы с детьми, в ходе которой рассказываются сказки, обсуждаются их содержание и уроки, которые можно извлечь.
- Осуществление мониторинга адаптации и речевого развития детей, позволяющее отслеживать их прогресс и вовремя корректировать работу.
- Установление взаимодействия с семьей, чтобы родители также могли принимать участие в процессе и поддерживать его дома.
Ожидаемые результаты в рамках данной программы включают в себя следующие:
- Развитие у детей интереса к сказкам и книгам, а также умение внимательно слушать и фантазировать.
- Воспитание нравственных качеств, таких как сострадание, доброжелательность и заботливость.
- Улучшение процесса адаптации к дошкольному учреждению и снижение тревожности и капризов.
- Развитие моторики и координации движений.
- Повышение уровня речевого развития детей по сравнению с начальным уровнем при поступлении в дошкольное учреждение.
Для педагогов:
- Организация тренингов и семинаров по сказкотерапии для повышения их профессиональной компетентности в данной области.
- Предоставление доступа к специализированной литературе и материалам о сказкотерапии для самостоятельного изучения.
- Проведение мастер-классов и практических занятий для педагогов с примерами использования сказок в образовательном процессе.
Для родителей:
- Организация родительских собраний и лекций по вопросам чтения сказок и их важности для развития детей.
- Проведение мероприятий и воркшопов, на которых родителям будет представлено разнообразие форм использования сказкотерапии.
- Создание и распространение информационных буклетов и памяток о сказкотерапии для родителей.
- Предоставление доступа к ресурсам и материалам по арт-терапии и его применению в воспитании и обучении детей.
Основные методы сказкотерапии:
Основные методы сказкотерапии представляют собой эффективные инструменты для работы с детьми:
- Составление сказки: Путем использования терапевтических сказок из специальных источников или создания собственных историй педагоги могут помочь детям решать различные проблемы. При этом уникальность созданных сказок заключается в том, что они могут быть адаптированы под конкретные потребности и характер каждого ребенка, что способствует более глубокому пониманию и вовлечению в процесс.
- Рисование сказки: Этот метод позволяет детям выразить свои эмоции и впечатления, связанные с услышанными сказками, через рисунки. Они могут изображать главных героев, сцены или эмоциональные состояния персонажей, что помогает им лучше понять и осознать содержание сказки.
- Обыгрывание сказки: Инсценировка сказок с использованием игрушек и кукол является еще одним эффективным методом сказкотерапии. Это позволяет детям погрузиться в мир сказки, выразить свои эмоции и чувства через ролевые игры, а также развивает их коммуникативные и моторные навыки.
Сказкотерапия активно используется в дошкольных учреждениях, так как это мягкий и доступный метод психотерапии, способный помочь детям в решении различных проблем и трудностей. Подбор сказок должен осуществляться с учетом возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка, чтобы обеспечить максимальную эффективность и понимание содержания сказки.
Структура занятий с использованием сказкотерапии в работе с малышами включает следующие основные этапы и методы:
- Введение в сказочный мир: На этом этапе дети знакомятся с разнообразными видами сказок, такими как традиционные русские народные, авторские, специальные терапевтические и песочные сказки. Это помогает расширить их представления об окружающем мире и стимулирует развитие воображения.
- Интерактивное чтение и анализ сказок: Дети активно участвуют в чтении и обсуждении сказок, выражают свои мысли и чувства, а также анализируют поведение персонажей. Это способствует развитию речевой активности, умению различать и переживать эмоции, а также формирует положительные черты характера.
- Творческие задания на основе сказок: Дети участвуют в рисовании, моделировании и создании иллюстраций к сказкам, что позволяет им выразить свои эмоции и фантазию. Кроме того, проводятся игровые моменты, включающие обыгрывание сказок с использованием кукол и игрушек.
- Создание личных сказок: Дети имеют возможность самостоятельно составлять свои собственные сказки или участвовать в создании коллективных историй. Это помогает им осознать свои собственные проблемы и эмоции, а также научиться выражать их словами.
- Взаимодействие с родителями: Родителям предоставляются консультации и мастер-классы по использованию сказкотерапии дома. Они получают рекомендации по выбору сказок для чтения на ночь, сочинению лечебных сказок и участию в игровых занятиях по методам арт-терапии.
Работа по внедрению методов сказкотерапии в работу с дошкольниками и их родителями способствует не только улучшению адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, но и развитию их речевой активности, воображения, эмоционального интеллекта и социальных навыков.
Итог:
Итоговая оценка эффективности сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста подтверждает положительную динамику в их развитии и эмоциональном благополучии:
- Ускоренная адаптация: Благодаря сказкотерапии сократилось время адаптационного периода детей к детскому саду. Некоторые дети уже через пять дней чувствовали себя комфортно и спокойно, проявляя активность и радость во время игр.
- Развитие речи: Активизация работы сказкотерапии способствовала улучшению речевых навыков у детей. Они стали более свободно и четко выражать свои мысли и эмоции.
- Преодоление негативных проявлений характера: Наблюдалось исчезновение негативных проявлений характера у детей, таких как капризы, злость и раздражительность.
Реализация сказкотерапии в работе с детьми демонстрирует ее многофункциональность и эффективность:
- При комплексном применении сказкотерапии происходит улучшение адаптации детей к дошкольному учреждению.
- Сказка помогает установить взаимодействие с окружающим миром, формируя эстетические представления и положительные черты характера.
- Она обогащает словарный запас, развивает речевую активность, память и внимание.
- Сказка создает чувство психологической защищенности и положительный эмоциональный настрой у детей.
Подводя итоги, можно утверждать, что сказкотерапия дает значительный вклад в эмоциональное обогащение детей и развитие их эмпатии и умений. Она является мощным инструментом для формирования личности и позитивного отношения к жизни. Поэтому можно с уверенностью сказать: "Читайте детям сказки!"
Литература:
- Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи дошкольников) – М.: ТЦ Сфера, 2008.;
- МикляеваН. В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» — М.: ТЦ Сфера, 2010.;
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок», практическое пособие М., 2005. — С. 14-115.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии — М.: 2005. — 80 с.
- Громова О. «Зайка идёт в садик. Проблемы адаптации», — «Карапуз», 2016 6) Интернет – источники.
|