Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала
Занятия по Экологии
Автор: Вахонина Юлия Витальевна   
13.11.2017 03:08

Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного УралаМетод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала

Вахонина Юлия Витальевна Челябинская область город Магнитогорск МДОУ № 145 Воспитатель

Актуальность проблем экологического воспитания определяется возросшим в последние годы вниманием к введению регионального компонента в этот процесс, что обусловлено повышением требований к педагогу, который должен быть носителем как общечеловеческих ценностей и культуры, так и традиций региона. Одна из вариантов решения проблем- использование в профессиональной подготовке педагогов воспитательного потенциала традиций природопользования южного Урала.

Наличие федерального и регионального компонентов в экологическом образовании, по мнению И.Т. Суравегиной, обусловлено глобальным характером экологических проблем, с одной стороны, и своеобразным проявлением в регионе-с другой, а так же целостностью биосферы как среды обитания людей. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда.

 

Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.

Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. В настоящее время экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. На лицо противоречие между возрастающей угрозой экологической катастрофы и низким уровнем экологического воспитания. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.). Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых — исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, — показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

Добрые чувтсва уходят своим корнями в детство, а «человечность, доброта, ласка, доброжелательноть рождаются в труде, заботах, волненх о красоте окружающего мира». И этому способствует активно внедряемая в практику дошкольных образовательных учреждений г.Магнитогорска региональная программа «Наш дом – Южный Урал (Е. С. Бабунова, Л.В. Градусова).

С введением ФГОС в систему дошкольного образования меняются требования к методам обучения и воспитания дошкольников. Один из интегративных методов-проектый. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам поиска становиться важнейшей задачей современного образования. Метод проектирования может помочь дошкольникам решать следующие задачи:

  • видеть проблему и задавать вопросы
  • уметь доказывать
  • делать выводы
  • высказывать предположения и строить планы их проверки.

Проектная деятельность наиболее полно соответствует природе ребёнка и современным требованиям воспитания и образования. Основой проекта служат самостоятельная, исследовательская, игровая, познавательная, творческая деятельность детей. Проектная деятельность представляет собой и форму образовательного пространства и метод, развивающий творческое познавательное мышление дошкольников. Её можно рассматривать и как механизм активного взаимодействия ДОО и родителей, которые становятся участниками образовательного процесса.

Цель: раскрыть образовательные возможности метода проекта в формировании основ экологической культуры у старших дошкольнков..

Объект: процесс формирования экологически осознанного отношения детей старшего дошкольного возраста к растениям Южного Урала.

Предмет: особенности использования методов проектов в процессе формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала.

Гипотеза: процесс формирования экологически осознанного отношения детей старшего дошкольного возраста к растениям Южного Урала будет эффективным если использовать метод проектов.

Задачи:

  1. Изучить состояние проблемы в теории и практике работы современного детского сада.
  2. Выявить сущность понятия «осознанное отношение детей к природе».
  3. Выявить уровень сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста к растениям Южного Урала.
  4. Разработать и апробировать проект по теме: «Первоцветы Южного Урала».
  5. Разработать методическую продукцию по теме проекта.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год