Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Экологическое пространство как средство формирования экологической культуры и безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
Занятия по Экологии
Автор: Алексутина Елена Викторовна   
24.09.2021 21:15

«Экологическое пространство как средство формирования экологической культуры и безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»«Экологическое пространство как средство формирования экологической культуры и безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Алексутина Елена Викторовна Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 14 комбинированного вида»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Переход на новый ФГОС основного общего образования в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира призван заложить фундамент для достижения стратегических целей и последующих этапов образования и воспитания человека. Это дает возможность нашему образовательному учреждению создать условия для самостоятельной деятельности участников образовательного процесса. Их инициативность и самостоятельность, ответственность и креативность становятся основными ценностно-целевыми ориентирами.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план. Об этом много говорят, пишут, снимают. И мы много знаем о глобальных проблемах, но не замечаем малого, продолжаем гадить себе под ноги, там где живем и кажется этому ни будет конца.

 

Скачать конспект

Мир, окружающий ребенка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Проблема:

  • Отдалённость городских жителей от природы, потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды – всё это приводит к отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.
  • Недостаточная возможность использования территории детского сада для создания образовательных ситуаций по изучению природы родного края, формирования чувства близости к ней, необходимости бережного отношения.
  • Сегодня стоит очень остро для любого города мира утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО), Ежедневно каждый человек, проживающий в мегаполисе, выбрасывает ТБО, не задумываясь о том, что с ними происходит дальше.
  • Необходимость повышения компетентности родителей в вопросах экологического просвещения детей.

Цель:

Воспитание экологической культуры дошкольников во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и дошкольного учреждения в проектной деятельности через интеграцию образовательных областей.

Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

И только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решать эту задачу.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования.

Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Проект «Эко-мир моей семьи»

Рассматривается как часть программы сотрудничества семьи образовательного учреждения в экологическом воспитании детей и представляет собой тематический цикл творческих экологически ориентированных дел с участием родителей и детей. Приложение 1.

Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В итоге проделанной работы отмечались положительные результаты:

- Сформировалось начало экологической культуры, правильное отношение к объектам и явлениям природы.

- Дети научились практическим действиям по охране природы

- Сформировалось ответственное отношение к окружающей среде

- умственные способности детей более развиты и проявились в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

- У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Наши выпускники имели высокую познавательную активность, отличались активной жизненной позицией; продолжают природоохранную деятельность в школе; посещают кружки: занимаются в центре внешкольной работы. Проект был рекомендован педагогам, родителям. Приложение2.

Список литературы

  • Алешина Н.В. «Ознакомление с окружающим социальной действительностью»
  • Беляев Д.С. Вторая жизнь ненужных вещей. Старт в науке.
  • Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»
  • Иванова А.И. «Естественно — научные наблюдения и эксперименты в детском саду»
  • Николаева С.Н. Юный экололог: Программа экологического воспитания дошкольников.

https: //infourok. ru/pedagogicheskij-proekt-dlya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-deti-v-mire-ekologii-4602455. html

https: //педагогический-ресурс. рф/upload/iblock/3db/3db78dbb02cae7f54401673c1ee76d48. pdf

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год