Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой ближайшего окружения
Занятия по Экологии
Автор: Щеглова Татьяна Михайловна Язикова Ирина Александровна   
30.01.2019 17:10

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой ближайшего окруженияЭкологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой ближайшего окружения

  • Татьяна Михайловна Щеглова, воспитатель (первая квалификационная категория),
  • Ирина Александровна Язикова, воспитатель (первая квалификационная категория).

Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, Чтобы каждый день он открывал в нём для себя что-то новое, Чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес природе, облагораживал сердце и закалял волю.
В.А. Сухомлинский

2017 год в России объявлен годом экологии. В связи с этим мы уделили особое внимание этой теме в образовательной работе с детьми и их родителями.

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте у ребенка развивается эмоционально—ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.

 

Детский сад является первым звеном системы первого непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Цель:

Ознакомление дошкольников с природой ближайшего окружения.

Приступая к работе, перед собой поставила следующие задачи:

Задачи:

  1. Приобщить к экологической культуре;
  2. Создать условия для понимания ребенком существенных связей между живыми организмами и восприятием природы целостно;
  3. Формировать гуманные отношения ко всему живому;
  4. Создать условия для усвоения ребенком правил поведения в природе.

Формы работы:

Содержание работы по экологическому воспитанию старших дошкольников

  1. Познавательные занятия;
  2. Экскурсии;
  3. Трудовая деятельность в уголке природы, на участке, огород на окне;
  4. Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок и т.д.;
  5. Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
  6. Наблюдения в природе;
  7. Экспериментирование;
  8. Театрализованная деятельность;
  9. Проектная деятельность.

Применяемые виды деятельности:

Чтение художественной литературы В. Бианки, Е. Чарушина, С. Бунтовской и других писателей, а также пословиц, отгадывание загадок.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Детская книжка о природе используется, прежде всего, в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства.

В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Проводим беседы на экологические темы с помощью мультимедийного оборудования: «Правила Леса», «Кто оставил следы на снегу», «Планета Земля» и др.

В наших группах созданы картотеки растений по правильному уходу за ними.

Кроме ухода за комнатными растениями, детей очень увлекает сезонная работа в уголке природы. Это зимне-весенние посевы семян и посадка луковиц

«Огорода на окне».
Огород мы посадили
Всех во круге удивили.
Лучок, горошек и салат

Настоящий вырос клад.
Поливали и рыхлили
Эксперименты проводили.
Все пойдет к нам на обед

Приготовим винегрет

Ежегодно в группе мы вместе с детьми организуем на своих подоконниках «Огороды на окне». В летний период на групповом участке соорудили грядку и организовали посадку овощных культур.

Цель создания такого огорода — знакомство детей с посадкой и выращиванием овощных культур, повышение интереса к творческому изучению природных объектов, воспитания трудовых навыков. Получение результатов своего труда.

Труд в природе формирует бережное, заботливое отношение к ней (подсыпание снега к стволам деревьев, кормление птиц, уборка территории, постройки из снега) Наблюдения за живой и неживой природой.

В течение учебного года организовываем экскурсии: в музей природы г. Иркутска, Ботанический сад, где организован «контактный зоопарк», зоогалерею, мини музей детского сада «Сибирь – мой край родной», кабинет экологии, целевые прогулки.

В рамках социального партнерства организовываем познавательные мероприятия для детей с редакцией журнала «Сибирячок», презентации новых номеров журнала, мультфильмов о животных родного края. В гости к нашим детям приходит детская писательница Софья Бунтовская (девочка Таежка). Она проводит познавательные беседы, игры.

С. Бунтовская присутствовала на показе детьми спектакля по сказке «Красный Волк и Серая Шапочка» и дала высокую оценку постановки сказки на экологическую тему.

Участвуя в театрализованных представлениях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально — игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

В группах, совместно с родителями проводим природоохранные акции «Покормите птиц зимой», сбор макулатуры, «Елочка, зеленая иголочка», развешиваем плакатов в защиту природы и т.д.

Знакомство с животным и растительным миром проходит и в игровой, изобразительной, познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности. Особое внимание уделяем чтению художественной литературы, рассматриванию различных энциклопедий о животных и растениях, знакомим детей с Красной книгой Иркутской области.

Большое внимание отводится сотрудничеству с семьей. С целью преемственности вопросов экологического воспитания детей в условиях семейного воспитания, нами были организованы и проведены консультации для родителей на тему: «Умеет ли природа говорить», «Прикоснись к природе сердцем», «Правила отношения к природе начинается в семье», «Животные Байкала», «Не быть равнодушным», «Нерпа – чудо Байкала», «Экологическое воспитание через ознакомление с животным миром» и др.

Проводятся выставки и рисунки семейных экологических газет, акции «Берегите природу», «Покормите птиц зимой», экологическая викторина.

Праздник осени с участием родителей (показ спектакля детям).

Мы считаем, что работа по данной теме очень актуальна и намерены продолжать работать в данном направлении. А самое главное – мы должны формировать у детей понятие бережного отношения ко всему окружающему, охранять природу не потому, что это приносит пользу человеку, а потому, что природа, в которой все взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного или лишнего, живет по своим законам. Нам, как и всем живым существам, нужны воздух, вода и пища. Их нам дает природа. И только тот человек живет интересно, кто узнает каждый день что-то новое, удивительное.

В результате усилий всех участников образовательного процесса дети получили (получают) возможность постигать мир природы, наблюдалось проявление заботливого отношения к тем, кто в этом нуждается; интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснениям явления природы и поступкам людей; склонны наблюдать, экспериментировать.

Работая по данной теме, подвигли родителей наших детей на поэтическое творчество:

Моя мама – байкальская нерпа
Я ребенок нерпячий, белек.
Я послушный и даже примерный
Мой любимый десерт – омулёк.

Дом родной – снежный берег Байкала,
Ледяная прозрачная гладь.
«Скоро вырастешь, мама сказала,
Будем вместе за рыбкой нырять»

И я вырос из снежных пеленок
Я пополз по хрустальному льду
Я не просто малыш, я нерпёнок!
Обязательно в воду пойду!

Я ползу, и мне хватит силенок
Пусть запомнит на долго Байкал,
Как малыш – несмышленый нерпёнок
Свою первую рыбку поймал!

Хочется закончить словами: «Пусть это малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год