Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия по Экологии
Автор: Митрохина Алиса Сергеевна   
31.07.2019 14:42

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАГИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитание в труде во все времена и на всех этапах развития общества являлось главной заботой всех народов. На протяжении многих столетий вопрос о воспитании трудолюбия интересовал выдающихся отечественных ученых (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, П. П. Блонский, П.Ф. Каптерев, и др.) и зарубежных ученых и педагогов (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, и др.) [1].

На сегодняшний день проблема формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне обусловлена образовательной направленностью на развитие социально активной и ответственной личности дошкольника, любящего труд, способного к преобразованию окружающего мира.

Трудолюбие, как качество личности, проявляется у старшего дошкольника в понимании необходимости трудиться, осознании общественного назначения труда, наличии знаний о труде взрослого и о профессиях, интересе к трудовым делам, желании и стремлении трудиться для себя и для других [1].

 

Как известно, на протяжении всего периода дошкольного детства игра является ведущим видом деятельности ребёнка, а так же выступает в качестве формы организации детской деятельности. В старшем дошкольном возрасте игровая деятельность находится в тесной взаимосвязи с трудовой деятельностью. Таким образом, именно в игре осуществляется знакомство детей с трудом взрослых, в процессе которого у детей формируется положительное отношение к труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Экологические игры представляют собой средство экологического образования и формирования экологической культуры, которое стимулирует высокий уровень мотивации и интереса к природе. Именно формирование экологической культуры включает в себя формирование экологических знаний, экологических умений, навыков и привычек, качеств личности, связанных с отношением к природе, действенно-волевых качеств личности, в том числе трудолюбия. Это позволяет сделать вывод о том что, экологические игры помимо главной, приоритетной цели – дидактической, несут ещё и второстепенные цели, одной из которых является формирование положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия.

Наиболее интересным видом экологических игр являются экологические сюжетно-ролевые игры, которые организуются и контролируются воспитателем. К данному виду игр относят игровую обучающую ситуацию (далее ИОС), которая представляет собой полноценную специально-организованную сюжетно-ролевую игру. В основе ИОС лежат следующие характеристики: игра имеет короткий и достаточно простой сюжет, основанный на определённой ситуации (из жизни или литературного произведения); организация ИОС требует наличия необходимых игрушек, атрибутики; для проведения данной игры специально организуется предметная среда; ИОС имеет в своей основе дидактическую цель, а также воспитательные задачи, в подчинении которым служат сюжет, роли и другие компоненты сюжетно-ролевой игры; инициатором, организатором и руководителем игры служит воспитатель.

С. Н Николаева выделяет три вида ИОС:

  1. ИОС с игрушками-аналогами, в основе которых лежат действия, манипуляции с игрушками, изображающими объекты природы (конкретные животные или растения);
  2. ИОС с литературными персонажами игры экологического содержания, связанные с использованием кукол, изображающих персонажей произведений (сказок, рассказов, мультфильмов и т.д.);
  3. ИОС типа путешествий – в основе данного вида игр лежит искусственная постановка путешествия, экспедиции, экскурсии на территории дошкольного образовательного учреждения [3].

Независимо от того, какой вид игровой обучающей ситуации проводит педагог: ИОС с игрушками-аналогами, с литературными персонажами или ИОС типа путешествий, в начале игры необходимо объявить название игры, объяснить сюжет, раздать роли, одну из которых взять на себя. В течение всей игровой ситуации, воспитатель исполняет взятую на себя роль, поддерживает разыгрываемую ситуацию, следит за развитием сюжета, а также исполнением ролей детьми [3].

В целях воспитания в детях трудолюбия педагог организует сюжетно-ролевые экологические игры на трудовую тематику. Воспитатель подбирает игрушки, соответствующие тематике игры и интересам детей старшего дошкольного возраста, специально организует пространство и предметную среду. Помимо этого важным условием проведения ИОС на тему труда является пробуждение у детей желания узнать как можно больше об интересующей их профессии. Например, в игре «Зоопарк» воспитатель задаёт детям ряд вопросов, которые заставляют их задуматься над некоторыми моментами: «Как вы думаете, существуют ли специальные правила осмотра зверей? Если есть, то какие?», «Как вы считаете, режим питания у всех животных зоопарка одинаковый?» и т.д.

Как уже было ранее сказано, в процессе сюжетно-ролевой экологической игры воспитатель выступает в качестве одного из участников: «А какую работу в ботаническом саду вы дадите мне? Я хочу быть цветоводом, что мне делать?» Дети осознают, что их знаний недостаточно для того, чтобы ответить на данный вопрос и поэтому стремятся восполнить их. Таким образом, создаётся предпосылка к активному расширению знаний о различных сторонах труда и профессий. Разъяснения, которые даёт воспитатель по ходу выполнения ребёнком игровой роли, повышают воспитательную ценность игры, делают её богаче и интереснее [2].

Важным моментом воздействия на детей в игре является личный пример взрослого. Это необходимо для того, чтобы уточнить обязанности играющих, расширить имеющиеся представления детей, обогатить их знания, подсказать, как нужно поступить в том или ином случае.

Воспитателю необходимо наблюдать за тем, какие стороны поведения взрослых отражаются детьми в процессе выполнения той или иной роли, как представляют себе дети содержание своей работы, её значение для окружающих и связь с трудом других людей.

Одним из приёмов, применяемых педагогом для формирования у детей трудолюбия, в процессе ИОС, является обсуждение качества выполненной ими работы (рефлексия). Такие обсуждения могут проходить как эпизод в самой игре, а иногда после игры [2].

Таким образом, грамотное использование различных экологических сюжетно-ролевых игр позволяет воспитателю в непринужденной форме обеспечивать овладение детьми практическими трудовыми умениями и навыками; знакомство с различным материалом, который с помощью преобразования становится результатом труда; освоение позиции субъекта труда; формирование системных знаний о труде взрослых. Все это позволяет повысить уровень воспитанности трудолюбия у старших дошкольников.

Список литературы

  1. Крохина, С. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе [Текст] / С. Крохина // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 3. — С. 86-93: ил. — Библиогр.: 93 с.
  2. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 91 с.
  3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 2 (123) выйдет
16 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год