Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Консультация для педагогов: «Экологическая тропа в ДОУ, как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллекта дошкольников»
Занятия по Экологии
Автор: Есоян Элина Владиславовна   
06.04.2021 21:11

Консультация для педагогов: «Экологическая тропа в ДОУ, как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллекта дошкольников»Консультация для педагогов: «Экологическая тропа в ДОУ, как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллекта дошкольников»

Автор: Есоян Элина Владиславовна, воспитатель МАДОУ д/c №2 п. Новосмолинский Нижегородской области.

Цель:

  • Дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей.
  • Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии, использовать экологическую тропу в образовательном процессе;
  • Повысить профессиональное мастерство педагогов.

Актуальность

«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

 

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Организация экологической тропы

В нашей работе очень важно использовать интересные и разнообразные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию. Такие формы, которые позволяют решить экологические задачи в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

Сейчас самым эффективным методом является экологическая тропа, которая организует деятельность детей на прогулке и помогает продуманно, с пользой оформить территорию ДОУ.

Экологическая тропа – это разработанный маршрут, на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности.

Немного научных фактов об экологической тропе.

В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании используется термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку.

Цель экологической тропы: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам.

Основные задачи экологической тропы:

  1. формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам;
  2. развивать устойчивый интерес детей к природе, ее неживым и живым объектам и явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;
  3. формировать систему практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить систему экологического мышления, познания, основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе;
  4. воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

Но главная задача тропы, конечно же, – пробудить у ребенка любовь к природе.

Функции экологической тропы (в ДОУ):

  • познавательная,
  • развивающая,
  • эстетическая,
  • оздоровительная.

3 основных типа экологических тропинок:

  1. на территории ДОУ,
  2. в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер),
  3. в здании ДОУ.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих, культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, божьих коровок), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.д.

Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых.

В нашей в целом северной стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада).

Формы работы на экологической тропинке (тропе):

  1. ролевые и имитационные экологические игры,
  2. систематические наблюдения за неживой природой и жителями экологической тропы,
  3. проведение экологических опытов,
  4. экскурсии,
  5. целевые прогулки,
  6. экологические конкурсы, викторины,
  7. экологические беседы;
  8. экологические праздники, развлечения,
  9. ситуации эстетического восприятия природы,
  10. продуктивная и художественная деятельность (по сезону и по погоде).

Эффективной организации работы с детьми на экологической тропе способствует прием использования сказочных героев (Дядюшка АУ, Незнайка, Старичок Лесовичок, Пёс Барбос, Почтальон Печкин), которые помогают ребятам в решении экологических проблем.

Занятия на экологической тропе

Система занятий на экологической тропе составляется в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию в рамках программы, которую реализует ДОУ.

Содержание экологического образования разрабатывается для каждой возрастной группы, как части целостной программы или проекта работы на экологической тропе.

Занятия на экологической тропе проводятся в течение года, исходя из принципа сезонности, продолжительность экскурсий-путешествий в зависимости от возрастных особенностей детей может составлять от 15 до 30 минут.

Этапы создания и оформления экологической тропы:

  1. детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  2. составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов (нарисовать в кружочке бабочку, яркий цветок, дерево и соединить эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от объекта к объекту);
  3. выбор с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, приглашать их в гости;
  4. фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта экологической тропы);
  5. изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
  6. составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.

Вывод: надо помнить, что на экологической тропе всё должно быть разнообразным, привлекательным и доступным для детей.

Объекты экологической тропы:

1. «Сельский дворик» — специально созданный объект на территории детского сада с малыми архитектурными формами.

Цель: знакомства детей с домашней птицей и домашними животными, особенностями их внешнего облика, поведения, их способы передвижения, повадки, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.

Объекты для наблюдений: деревенский дом, колодец, ветряная мельница, телега, фигуры домашних животных и птиц.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии к объекту.

-Познавательные занятия.

-Беседы с детьми о домашних животных и птицах.

-Чтение художественной литературы К. Ушинский «Бодливая корова», М. Яснов «Лошадь», заучивание стихов о домашних животных и птицах, отгадывание загадок.

  • Слушание музыкальных произведений, разучивание песен и танцев о домашних животных и птицах «Корова» муз. Раухвергера, «Гуси» муз. Филиппенко

-Музыкальные игры «Курочки и петушок» муз. Фрида, «Гости ходят в огород» муз. Кабалевского, «Кто пасется на лугу?»

-Проведение досугов «На бабушкином дворе», «Наши друзья».

- Выставка детского творчества «Сельский дворик».

2. «Метеоплощадка» — это специальный участок местности на территории нашего детского сада, на котором установлено метеорологическое оборудование для элементарного прогнозирования погоды.

Цель: развивать любознательность, желание наблюдать и изучать явления природы (осадки, направление ветра), обучать детей элементарному прогнозированию состояния погоды, познакомить детей с приборами- помощниками, с профессией метеоролога, формировать простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силе ветра.

Объекты для наблюдений:

Флюгер — прибор для определения направления ветра.

Ветряной рукав — прибор для измерения силы ветра.

Солнечные часы для определения времени.

Календарь природы, на котором можно отметить погодные условия, время года, дни недели и т.д.

Метеобудка, в которой хранятся барометр (прибор для измерения атмосферного давления), термометр (прибор для изменения температуры воздуха.), гигрометр (прибор для определения влажности воздуха), а также осадкомер (прибор для измерения количества осадков).

Линейка – прибор для измерения снежного покрова.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии на метеостанцию.

-Наблюдение за температурой воздуха в разное время суток, в разное время года, за направлением и силой ветра, за взаимосвязью солнечной погоды и таянием снега, за восходом и закатом солнца.

-Ведений дневников наблюдений.

-Познавательные занятия с детьми.

-Опытно-экспериментальная деятельность.

-Беседы с детьми.

-Чтение художественных произведений В. Бианки «Лесная газета», чтение тематических стихов о временах года, пословиц и поговорок о погоде, загадывание загадок о природных явлениях.

-Дидактические игры «Термометр- умный прибор», «Откуда дует ветер», «Компас», «Волшебница-вода» и др.

3. «Птичья столовая» — это объект на территории детского сада, на котором размещены скворечники, кормушки для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.

Цель: закреплять знания детей о птицах, учить находить между ними сходства и различия, различать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, знакомить детей с повадками, условиями жизни птиц.

Объекты для наблюдений: кормушки, скворечники, поилки, птицы: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири, скворцы.

Формы организации детской деятельности:

  • Экскурсии в природу в разное время года.
  • Наблюдения за птицами в разное время года, слушание голосов птиц.
  • Познавательные занятия.
  • Беседы с детьми «Зачем нужны птицы в природе», «Чем питаются птицы», «Пернатые». -Чтение художественной литературы М. Горький «Воробьишко», В. Бианки «Лесные домишки», «Сова», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», заучивание стихов, пословиц о птицах.
  • Дидактические игры «Что за птица?», «Зимующие и перелетные птицы» и др.
  • Подвижные игры «Совушка-сова», «Перелет птиц», «Воробьи- вороны» и др.
  • Слушание музыкальных произведений, пение песен о птицах «Песня жаворонка» муз. Чайковского, «Жаворонок» муз. Глинки, «Пляска птиц» муз. Римского-Корсакова, «Воробей» муз. Герчик, «Кукушка» р.н. м. обр. Арсеева «Птички» муз. Тиличеевой, «Ой, кулики! Весна поет!», «Жаворонушки, прилетите» р.н. песни, «Журавли» муз. Лившиц, «Птичий дом» муз. Слонова и др.
  • Музыкальный игры «Ворон» рус. нар. песня
  • Проигрывание сценки «Птицеград».
  • Проведение праздника «День птиц».

4. “Избушка Лесовичка” – хозяина экологической тропы.

Цель: помочь ребятам в решении экологических проблем.

5. «Уголок смешанного леса» с полянкой для отдыха

Цель: уточнить и обобщить знания детей о лесе, о деревьях, о взаимосвязях (цепи питания), развивать умение видеть красоту дерева в разное время года, закреплять правила поведения в лесу.

Объекты для наблюдения: разные породы деревьев (дуб, береза, рябина, сосна, ель, осина и др.), полянка с пеньками, с обитающими под ним насекомыми (муравьи, червяки и др.), кустарники, цветы.

Формы организации детской деятельности:

  • Экскурсия в уголок леса в разное время года.
  • Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
  • Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.
  • Познавательные занятия с детьми.

Беседы «Лес- наше богатство».

  • Чтение художественной литературы С, Вохринцева «Деревья и листья», мини- энциклопедия в картинках «Деревья», Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Ф. Тютчев «Подснежник», стихи о лесе, о природе, о деревьях, стихи про зверей, пословицы, поговорки, отгадывание загадок
  • Дидактические игры «С какого дерева листок?», «Когда это бывает?», «У кого листочки, у кого иголки», «Четвёртый лишний» и пр.
  • Подвижные игры «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Лиса и зайцы» и др. -Драматизация сказок «Теремок», «Капризный медвежонок».
  • Слушание музыкальных произведений, разучивание песен и танцев о лесе, лесных обитателях, «Лесная песенка» муз. Попатенко, «Лесной марш» муз. Чичкова «Ландыш» муз. Красева, «Подснежник» муз. Чайковского, «Спят деревья на опушке» муз. Иорданского, «Грибы» муз. Сидельникова, «Танец грибочков» и др.
  • Проведение досугов «Путешествие в лесное царство», «В гости к Лесовичку» и др.
  • Выставка детского творчества «Лес в разные времена года», «Берегите лес от пожара».

6. “Цветник” — это ограниченная территория, где выращиваются различные декоративные растения.

Цель: знакомить детей с особенностями внешнего вида растений, поддерживать интерес к жизни растений и насекомых, учить дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть её красоту.

Объекты для наблюдения: многолетние и однолетние цветущие растения (бархатцы, астры, сентябринки, петуньи).

Формы организации детской деятельности:

  • Прогулки по территории детского сада с целью изучения цветов на цветнике.
  • Наблюдения за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми.
  • Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой.
  • Познавательные беседы с детьми о росте и развитии растений, об умении ухаживать за ними.
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов
  • Разучивание песен о цветах.
  • Инсценирование сценок о цветах.
  • Организация коллективного труда на клумбе: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян.
  • Выставка детского творчества «Поделки из природного материала», коллективная работа «В мире цветов», создание коллажа «Цветы нашего края».
  • Проведение развлечения «Праздник цветов».

7. “Огород”

Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

Объекты для наблюдения: мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.).

Формы организации детской деятельности:

  • Экскурсия на огород.
  • Наблюдения за биологическими особенностями овощных культур, сравнение разных овощей по внешнему виду, способам ухода, способам размножения; за связью с насекомыми; наблюдение за трудом взрослых.
  • Сенсорное развитие детей.
  • Познавательные занятия.
  • Беседы с детьми о роли овощей в жизни людей, о роли людей в жизни овощей, о полезных свойствах овощей и пр.
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц про овощи, отгадывание загадок про овощи.
  • Инсценирование песен «Огородная хороводная», «Урожай собирай», «Веселый огород» «Капуста» муз. Львова- Компанейца и др.
  • Проигрывание сценки «Спор овощей».
  • Драматизация сказки «Репка»
  • Проведение досугов «Праздник урожая», «Дары осени»
  • Трудовая деятельность на огороде: посадка растений, уход за растениями: полив, рыхление земли, прополка сорняков, сбор урожая.

8. “Тропа здоровья” выполнена из природных материалов: спилы сухих деревьев, бревна, галька, песок и т.д.

Цель: профилактика и коррекция здоровья детей в игровой форме в природных условиях.

Формы организации детской деятельности:

  • Экскурсии по объекту экологической тропы, рассматривание объекта.
  • Беседы «Наше здоровье в наших руках», «Я здоровье берегу- быть здоровым я смогу!», «Пешком ходить- долго жить!» и др.
  • Оздоровительные занятия с детьми на тропе здоровья.
  • Чтение пословиц и поговорок о здоровье, заучивание стихов.
  • Проведение спортивных досугов.

9. “Мини пруд” — это небольшое углубление, заполненное водой.

Цель: познакомить детей с природным водоёмом и его обитателями, помочь понять, что пруд-сообщество разных организмов, воспитывать грамотное поведение у водоёма.

Формы организации детской деятельности:

  • Наблюдение в разное время года за обитателями водоема
  • Разгадывание загадок, чтение стихов, пословиц, поговорок о воде.
  • Проигрывание различных игр: «Раз, два, три- рыб назови», «Создай водоем», «Летает, ползает, плавает».

10. “Альпийская горка” — это фрагмент горного пейзажа с искусственным водоёмом, сухим ручьём и различными растениями.

Цель: расширить знания детей о горных ландшафтах, об особенностях и видах почв, камнях и растениях, растущих среди камней, формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника, дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы (фигурки лягушки, цапли, уток).

Формы организации детской деятельности:

  • Экскурсии по объекту экологической тропы, рассматривание объектов.
  • Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
  • Исследовательская деятельность.
  • Познавательные беседы с детьми.
  • Чтение художественной и познавательной литературы.
  • Коллекционирование камешков для альпийской горки.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий альпинариев.
  • Слушание и исполнение песен и танцев «Лягушки», «Про лягушек и комара»
  • Выставка детского творчества
  • Коллективная работа «Наш альпинарий»

11. “Зелёная аптека” — это специально выделенный участок на территории детского сада, насажденный некоторыми видами лекарственных растений.

Цель: познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть, расширять знания о пользе и применении лекарственных растений, обучать правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Объекты для исследования: лекарственные растения (подорожник, ромашка, мята).

Формы организации детской деятельности:

  • Экскурсии к объекту.
  • Наблюдения за лекарственными растениями.
  • Познавательные беседы с детьми.
  • Чтение литературы о лекарственных растениях «В Бианки «О травах», Р. Кудашев «Песенка долгой жизни», Б. Заходер «Дождик и зернышко», М. Пришвин «Золотой луг», заучивание стихов о лекарственных растениях, пословиц и поговорок.
  • Рассматривание иллюстраций, энциклопедии «Лекарственные растения нашего края».
  • Дидактические игры «Можно и нельзя», «Узнай лекарственное растение», «Угадай, кто я», «Приготовь лекарство».
  • Изготовление книги совместно с родителями «Интересное о лекарственных растениях»
  • Изготовление гербария «Лекарственные растения детского сада».

12. “Фруктовый сад” — это участок земли, занятый многолетними плодовыми насаждениями.

Цель: расширить и уточнить знания детей о фруктовых деревьях, уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, закрепить у детей представление о том, что витамины, содержащиеся во фруктах, полезны для здоровья человека.

Объекты для наблюдения: яблоня, облепиха, калина, шиповник, смородина.

Формы организации детской деятельности:

  • Экскурсии к объекту экологической тропы в разное время года.
  • Наблюдения за плодовыми и ягодными культурами.
  • Познавательные беседы с детьми
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов о плодовых и ягодных культурах.
  • Разучивание песен и танцев о ягодах и фруктах «По малину в сад пойдем», «Яблонька», «Яблоки» муз. Жилинского и др.
  • Проигрывание сценки «Фруктовый сад»
  • Проведение досугов «В гостях у Фруто-няни», «В гости к Витаминке».

13. “Белоствольная красавица”

Цель: расширять представления детей о березе, как символе нашей Родины, о частях березы, ее целебных свойствах, воспитывать бережное отношение к природе, потребность ее охранять.

Формы организации детской деятельности:

  • Наблюдение за деревьями в разное время года, сравнение их между собой.
  • Познавательные беседы с детьми.
  • Проведение исследований: измерение толщины и высоты деревьев, рисование тени дерева.
  • Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений
  • Чтение художественной литературы С. Вохринцева «Деревья и листья», заучивание стихов о березе: С. Есенин «Береза», А. Фет «Печальная береза», А. Прокофьев «Люблю березку русскую» отгадывание загадок, народные приметы о березе и др.
  • Слушание и разучивание песен и хороводов «Березка» муз. Тиличеевой, «Хоровод у березки», инсценировка рус. нар. песни «Во поле береза стояла».

Вывод

Я считаю, что работа на экологической тропе дает много ценного для педагогов:

  1. позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми для экологических занятий и оздоровления детей на свежем воздухе;
  2. один и тот же предмет можно рассматривать в течение долгого времени в зависимости от поставленных задач, т.е. при этом присутствует элемент незаконченности, который является одним из стимулов детской познавательной деятельности. Детям всегда хочется узнать, а что же было дальше (как в сказках);
  3. дает возможность получать знания об объекте в разные сезоны года;
  4. на тропе можно использовать интересные и разнообразные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию;
  5. здесь присутствует интегрированный подход: свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год