Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект по экологическому воспитанию в старшей логопедической группе «Русский лес»
Занятия по Экологии
Автор: Гаврилова Любовь Александровна   
14.11.2021 21:05

Проект по экологическому воспитанию в старшей логопедической группе «Русский лес»Проект по экологическому воспитанию в старшей логопедической группе «Русский лес»

Подготовил: воспитатель Гаврилова Л.А. Муниципальное казенное дошкольное образовательное казенное учреждение “Детский сад №26” 2021г.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТА

Проблема ухудшения состояния окружающей среды в настоящее время является достаточно серьезной угрозой экологической безопасности планеты, поэтому достаточно активно в стране создается система непрерывного экологического воспитания населения. Каждый человек должен понимать, каким образом он связан с природой, как он от нее зависит, как он на нее влияет, какие закономерности существуют в природе и почему мы не имеем право их игнорировать.

 

Скачтаь конспект

Формирование экологической культуры, экологического мышления и сознания — экологическое образование, должно явиться выходом человечества из сложившейся ситуации, а его основы закладываются именно в период дошкольного возраста. Именно поэтому необходимо помогать осваивать детям новую систему ценностей во взаимоотношении с природой — формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту, осознавать себя частью природы, желание ее оберегать.

Данный проект приурочен к масштабному экологическому празднику, который отмечается в нашей стране с 15 по 17 сентября — Российские дни леса, к которому традиционно приурочены природоохранные акции и высадки саженцев деревьев. Наш поселок окружен лесами и практически все его жители являются их активными посетителями, в связи с чем, нам захотелось привлечь к данному празднику внимание не только детей, но и их родителей. Ведь только совместными усилиями мы сможем заложить в наших детях основы экологической культуры.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Русский лес»

Тема проекта

Экологическое воспитание

Тип проекта

Краткосрочный, познавательный

Участники проекта

Воспитанники старшей логопедической группы, родители, педагоги

Цель проекта

Формирование у детей экологической культуры

Задачи проекта

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту мира природы;
  • Воспитывать уважительное и бережное отношение к животному и растительному миру;

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса;

Образовательные:

  • Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях;
  • Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения.

Ожидаемые результаты

У детей:

  • сформированы основы экологической культуры - основы охраны леса, поведения в нем;
  • сформированы представления о лесных обитателях;

У родителей:

  • повышение интереса к совместному с детьми познанию природы родного края;

Формы и методы работы

  • Практические: рисование, аппликация;
  • Наглядные: рассматривание картинок, просмотр мультфильмов, наблюдение за природой, презентация;
  • Словесные: беседа, загадки, чтение литературы.

Оборудование

     Пейзажные картинки и репродукции, цветная бумага, картон, листы для рисования, интерактивная доска, проектор, ноутбук.

I.Подготовительный этап

  1. Подбор иллюстративного материала для рассматривания и обсуждения: пейзажи И.С. Остроухова, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина (Приложение 1);
  2. Подбор загадок по теме (Приложение 2);
  3. Составление плана беседы на тему: «Правила поведения в лесу» (Приложение 3);
  4. Подбор литературы для чтения и обсуждения (Бианки, В.В. М.М. Пришвин «Сказки и рассказы», Крюкова, Т. «Сказки дремучего леса», К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский, В. Бианки «Рассказы о природе»);
  5. Подбор иллюстраций для интерактивной презентации «Мы в лесу», «Лесные обитатели: растения и животные».
  6. Подбор мультфильмов для просмотра ( «Правила вежливого поведения в лесу»);
  7. Подбор информационного материала для родителей «Российские дни леса».

II. Основной этап

Мероприятие

Дата

Цель и задачи

Формы и методы работы

Всероссийские дни леса (15-17 сентября) – что это за праздник-акция? (работа с родителями)

13 сентября 2021

Цель: привлечение внимания родителей к экологическому воспитанию детей.

Задачи:

1. Рассказать о празднике – акции «Всероссийские дни леса»;

2. Организовать совместную работу родителей и детей.

1. Наглядный: размещение информационного материала  для родителей «Российские дни леса»

2. Словесный: беседа с родителями.

3. Практический: совместное с родителями домашнее рисование на тему «Русский лес».

Что мы знаем о лесе?

14 сентября

Цель: формирование и развитие знаний и представлений у детей о лесе.

Задачи:

1.Познакомить детей с пейзажами, научить определять изображаемое время года.

2.Расширить словарный запас новыми терминами (опушка, поляна, проталина, густой лес, крона)

3. Научить детей соотносить пространственные размеры деревьев, кустарников при помощи аппликации.

1. Наглядный:

- рассматривание и обсуждение пейзажей русских художников;

- просмотр интерактивной презентации «Мы в лесу»;

2.Словесный: чтение литературы (Крюкова, Т. «Сказки дремучего леса»)

3. Практический:

аппликация на тему «Лес».

Правила поведения в лесу

15 сентября

Цель: формирование представлений о правилах "вежливого" отношения к миру природы.

Задачи:

1. Развивать основы экологической культуры у детей.

1.Словесный:

 - чтение литературы (Бианки, В.В. М.М. Пришвин «Сказки и рассказы»);

- беседа на тему «Правила поведения в лесу»;

2. Наглядный: просмотр мультфильма «Правила вежливого поведения в лесу».

Лесные обитатели: растения и животные

16 сентября

Цель: развитие и обобщение знаний и представлений у детей о лесе, как об экокультуре.

Задачи:

1.Познакомить с животными, обитающими в лесах Ленинградской области.

2. Познакомить с растительностью, характерной для лесов Ленинградской области.

1. Словесный: чтение литературы (К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский, В. Бианки «Рассказы о природе)

2. Наглядный: просмотр перезентации «Лесные обитатели: растения и животные»

III. Заключительный этап

Итоговые мероприятия (17 сентября):

  1. Оформление выставки рисунков и аппликаций «Русский лес»;
  2. Викторина для детей «Загадки о лесе»
  3. Заключительная обобщающая беседа о правилах вежливого поведения в лесу.

Вывод по результатам реализации проекта:

По результатам проведенных мероприятий в рамках реализации проекта было отмечено, что у детей пока еще отсутствуют устойчивые представления о правилах поведения в лесу, о бережном отношении к его обитателям, растительности. Следует отметить интерес, с которым дети слушают рассказы русских писателей, а рассматривание пейзажей леса увлекает не всех – многие не участвуют в обсуждении, не отвечают на наводящие вопросы, однако при демонстрации интерактивной презентации внимание на картинах и пейзажах удержать проще.

По результатам заключительной обобщающей беседы можно сделать вывод о том, что у детей сложились представления о понятии – «лес», о лесных обитателях, растительности, а также основные правила поведения в нем. Родители так же проявили интерес к проводимым мероприятиям – 12 семей поучаствовали в конкурсе рисунков, с 9 родителями удалось провести беседу о празднике-акции «Всероссийские дни леса». Считаем необходимым и дальше проводить систематическую работу по экологическому воспитанию с целью формирования устойчивых основ экологической культуры.

Приложение 1

Набор иллюстраций для рассматривания и обсуждения

Пейзажи И.С. Остроухова

Пейзаж В.Д. Поленова

Пейзажи И.И. Шишкина

Приложение 2

Загадки по теме «Лес: растения и животные»

Косолапый великан,

Чтобы не попасть в капкан,

Спит всю зиму напролет,

Лапу сладостно сосет. (Медведь)

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Зуб, особенно кусачий,

Он и волчий, и собачий.

Хищной пасти он примета.

Назови примету эту. (Клык)

Какой зверь опасный

В шубе прекрасной

На двор проникает,

Кур там хватает? (Лиса)

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Заяц)

У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка,

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла... (бурундук).

Под соснами, под елками

Ползет клубок с иголками. (Еж)

Ах, чистюля! Ах, кокетка!

Аккуратней птицы нет.

На груди всегда салфетка —

И на завтрак, и в обед. (Сорока)

Всем года она считает,

Но птенцов своих бросает.

А послушать — просто врушка

Эта пестрая... (кукушка).

Всю ночь летает —

Мышей добывает,

А станет светло —

Летит спать в дупло. (Сова)

Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа —

Целый день долбить стволы. (Дятел)

Птичка с юга прилетела,

У окна на ветку села,

Чтобы с нами рядом жить,

Что ей надо срочно свить? (Гнездо)

В старом дереве меня

Дятел выдолбил шутя,

Прилетай, любая птица,

Чтоб с семьей расположиться. (Дупло)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела)

Хоть летает, но не птица,

Тонкой талией гордится.

Собирает сладкий мед,

Но вот в улье не живет. (Оса)

На большой цветной ковер

Села эскадрилья —

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки)

На травинке возле ног

Заметался огонек,

Но не долго он горел —

Вместе с ветром улетел. (Мотылек)

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

Бежит по ладошке быстро и ловко

В точечках черных... (божья коровка).

Нет ноги ни одной,

Только хвост с головой. (Змея)

Он живет на кружевах,

Он на мух наводит страх,

И хотя не осьминог,

Но имеет восемь ног. (Паук)

Стоит столб до небес,

А на нем шатер-навес.

Красной меди столб точеный,

А навес сквозной, зеленый. (Сосна)

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Ягоды — не сладость,

Зато глазу — радость,

И садам украшение,

И дроздам угощение. (Рябина)

Зелены кусточки,

Алые цветочки.

Когти-коготочки

Стерегут цветочки. (Шиповник)

Листочки с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки

Не выше кочки. (Брусника)

Приложение 3

План беседы «Правила поведения в лесу»

  • не ходите в лес одни, только со взрослыми;
  • вернуться из леса надо до наступления темноты;
  • не уходите вглубь леса;
  • не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;
  • запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;
  • не сжигайте высохшую траву или листья;
  • не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;
  • не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;
  • нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;
  • не трогайте гнезда птиц, птенцов, яйца, ведь птицы могут оказаться в опасности, вы можете привлечь внимание хищников, также никогда не уносите с собой птенцов, они не смогут выжить в неволе;
  • не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу;
  • не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей, погубив их, вы поставите под угрозу природу;
  • не вылавливайте лягушек и головастиков;
  • не убивайте пауков, не рвите паутину;
  • ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые;
  • никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения и грибы, велика вероятность, что они ядовиты;
  • собирать съедобные грибы можно только под присмотром взрослых, ни в коем случае не вырывая их, пользуйтесь ножичком, чтобы не повредить грибницу;
  • не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год