Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по экологии с использованием календаря в старшей группе «Гуляй, да присматривайся».
Занятия по Экологии
Автор: Загайнова Елена Леонидовна   
14.02.2022 13:22

Конспект НОД по экологии с использованием календаря в старшей группе «Гуляй, да присматривайся».Конспект НОД по экологии с использованием календаря в старшей группе «Гуляй, да присматривайся».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №96 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар

Автор: Загайнова Елена Леонидовна, Сыктывкар

Должность: воспитатель первой категории

Задачи:

  1. Познакомить с приметой дня 27 октября.
  2. Обогащать эмоционально — чувственную и познавательную сферу детей через установление простейших сезонных закономерностей явлений неживой природы по народному календарю.
  3. Развивать умения детей использовать непосредственный личный опыт наблюдений.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе и чувство уважения к труду.

Материалы и оборудование: Растение-лен (картинка), вещи из льна, трепало, чесало, репродукции картин об осени с изображением различной погоды, аудиозаписи «Времена года» Чайковского.

Предварительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями в природе; сравнение примет народного календаря с явлениями природы; чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

Ход занятия:

В: Ребята, о чем мы сегодня будем с вами говорить, попробуйте догадаться, прослушав музыку (грамзапись).

-Об осени.

В: А что происходит осенью в природе?

— Листья пожелтели, на улице прохладно, похолодало. Птицы улетели на юг, солнце низко за горизонтом.

В: Мы с вами говорили об осенних месяцах. А давайте вспомним, как по народному календарю называется октябрь?

— Грязник, листопад.

В: А как вы это понимаете?

— Потому что в октябре листья падают часто, грязь на улице.

В: Назовите приметы октября.

— Октябрь холоден да сыт.

В: Объясните?

— В октябре холодно, зато много овощей.

В: А еще какие знаете?

— В октябре ни на колесах, ни на санях.

В: А это как понимаете?

— В октябре так грязно бывает, что на машине не проедешь, бывает снег выпадает, но быстро растает, поэтому на санях еще не сможешь проехать.

В: В октябре все чаще идут дожди, снежок. На улице слякоть, бездорожье.

Люди в старину с нетерпением ждали ноябрьских морозов, при которых застывала земля, выпадал снежок, и можно было ехать на санках. Дороги становились застывшими, поэтому стали проходимыми.

В: В октябре дни становиться все короче и короче. А какая поговорка есть об этом?

— Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень. (вывешивается иллюстрация)

В: А еще говорили, что если услышишь октябрьский гром- то зима будет белоснежной.

В: Вот про месяц октябрь сколько мы много знаем народных примет. Почти каждый день октября по народному календарю чем-то значим. Мы с вами ведем дневник наблюдений. Давайте вспомним -1 октября –чем был памятен значим,?

— Это день шиповника.

В: А 2 октября чем особенный?

— День пчел.

В: А 14 октября в народе говорили: «Каков Покров, такова и зима». А день был хорошим? Значит –зима будет теплая.

— А этот лист чист.

В: Совершенно верно. Сегодня день тоже по народному календарю знаменит. А хотите узнать? Вспомните, о чем мы говорили на утренней прогулке. Мы наблюдали, какая почва под ногами.

— Про землю, грязь, траву…

В: Почва сырая, где травы больше там… (суше и чище). А меньше травы, там… (грязь). Трава безжизненная, чахлая, грязная, желтая, сухая. По наблюдениям крестьян в этот день говорят: не бывает … (сухо). А день так и называется – Грязниха. (дети повторяют хором).

В: «На Грязниху не бывает сухо.» Давайте же этот лист календаря заполним.

Что мы можем нарисовать?

— Грязь.

В: На Грязнуху большая грязь- четыре недели (седмицы) осталось до зимы. В этот день обычно бывает неустойчивая погода-слякоть, грязь. Дороги в кисель дождями развело, распутица, т.е много воды, даже негде ходить, везде грязь и вода. А сегодня какая погода? Значит…

Да на улице грязь, крестьянам нечего делать на улице, т.к закончились осенние работы: собрали урожай, прибрались во дворах. А как вы думаете, чем же они занимались тогда? (…)

Вот по народному календарю сегодня день еще и льняницы, пряхи- Параскевьи. Обычно на льняницу начинали мять и трепать лен. (показ льна). Вот посмотрите – это лен. Ребята, какой он? (высокий, длинный).

В: Лен- это удивительное растение. Много лет лен кормил и одевал человека. Из семени этого растения выжимали масло и пекли хлеб. А вот из стеблей получали волокно. Затем одежду. А как из такого льна получали одежду?

В: Когда лен вырос большим, отцвели голубые цветочки, на их месте показались зеленые головки. Они забурели и подсохли. После этого их начинали убирать. Лен выдергивали с корнем, завязывали снопики и оставляли на поле просохнуть. Когда лен просох, потопили в речке. Сверху на лен наложили камень, чтобы он не всплыл. А через две недели вынимали из речки, просушивали и начинали мять и трепать. «Мни лен доле, полотно будет боле»

В:Посмотрите, как мяли лен (показ). Мнут до тех пор, пока не станет мягким, появятся волокна. (Показ). Попробуйте. Трепалом (показ) колотили лен так, что от льна летели во все стороны кострика. (вытянуть волокна). Вытрепавший лен чесали чесалом, гребнем. Это очень трудная, долгая работа. Потом получаются нитки, их прядут- пряхи- хозяйки. Из них ткут полотно. Затем отбеливали на снегу. Из полотна шили разные вещи. Вот посмотрите, эти вещи сделаны из льна. (Дети смотрят- трогают)

В: А во время работы крестьяне –пряхи пели и водили хороводы. Мы тоже немного поработали. Давайте хоровод поводим. А потом в дневник наблюдения приклеим лен. (хоровод)

Литература:

  1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с.: ил.
  2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.
  3. Воспитание в дошкольном учреждении: практический журнал – 2012. — № 3.
  4. Дошкольник: теоритический и научно-методический журнал – 2012. — № 6.
  5. Дошкольное воспитание: научно-методический журнал — 2010. — № 4.
  6. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)
  7. Медведева М.М. Русские народные игры-хороводы.
  8. Науменко Г.М. Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год